PDF: |
|
Автор(ы): |
Кияницына Л. Н., Орлов В. Б. |
Номер журнала: |
3(44) |
Месяц и год выхода: |
августа 2018 |
Аннотация: |
В статье на примере медицинских учреждений анализируется оппортунистическое поведение агентов (врачей и другого медицинского персонала) и принципалов (работодателей). Оппортунистическое поведение рассматривается в рамках теории трансакционных издержек. При этом трудовой договор, анализируемый в статье, рассмотрен в форме эффективного контракта. Дано авторское определение понятию «эффективный контракт». Рассмотрена специфика трудовых отношений в учреждениях здравоохранения, обращено внимание на основные предпосылки оппортунистического поведения в медицинской среде: вынуждаемая государством, так называемая уравниловка в части стимулирования труда; несовпадение целей (интересов) работодателя (главного врача) и работника (врача и другого медицинского персонала); специфичность имеющихся активов (знания, опыт, умения высококвалифицированных специалистов) и другие. В статье аккумулированы виды трансакционных издержек, одним из которых является оппортунистическое поведение агентов и принципалов. Трансакционные издержки включают любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур, неэффективных реакций на изменившиеся условия, неэффективной защиты соглашений. В процессе исследования было осуществлено сравнение уровней трансакционных издержек, вызванных оппортунистическим поведением при обычном трудовом договоре и эффективном контракте. Приведена схема построения системы стимулирования труда медицинских работников на основе эффективного контракта. Главная цель — повышение качества медицинского обслуживания населения — достигается в данном случае через цель предлагаемой методики: максимальное снижение оппортунистического поведения работников и работодателей. Достижение установленных нормативов нагрузки и профессиональных требований к работнику оценивается по совокупности критериев интенсивности, качества и сложности труда, что, по разумению авторов статьи, максимально снижает оппортунизм поведения как работодателя, так и работника. |
Ключевые слова: |
оппортунистическое поведение, трансакционные издержки, локализация, институт эффективного контракта, агент, принципал, виды трансакционных
издержек, атрибуты трансакции, медицинские учреждения, отрасль «здравоохранение». |
Как цитировать статью: |
Кияницына Л. Н., Орлов В. Б. Оппортунистическое поведение агентов и принципалов медицинских учреждений и его локализация посредством использования эффективного контракта // Бизнес. Образование.
Право. 2018. № 3 (44). С. 59–67. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.303. |