Аннотация: |
Рассматриваются теоретико-экономические взгляды и учения ученых-современников на конкуренцию, имеющие две составляющие — это диалектико-идеалистические представления, которые раскрывают социальный аспект рассматриваемой экономической категории и формируют поведенческий, ценностный и др. подходы к анализу конкуренции, и диалектико-материалистические позиции, которые раскрывают материалистический аспект экономической категории, формируя функциональный, качественный и др. подходы к анализу конкуренции. В частности, рассматриваются два направления к пониманию конкуренции, формируемые западной школой в лице ее крупнейшего представителя М. Портера, и формируемые отечественной школой, представителями которой являются Р. А. Фатхутдинов, Г. Л. Азоев, А. Ю. Юданов, Е. И. Мазилкина и Г. Г. Паничкина, А. Л. Денисова и Т. М. Уляхин, Ю. Б. Рубин. Так, западная школа изучает конкуренцию с диалектикоидеалистических позиций, предполагающих рассмотрение конкуренции как поведение хозяйствующего субъекта или как социально-экономические процессы, и где сущность конкуренции раскрывается через понятие конкурентного преимущества. Отечественная школа изучает конкуренцию с диалектико-материалистических позиций, предполагающих рассмотрение конкуренции как среды протекания рыночных процессов или как социально-экономическое явление, и где сущность конкуренции раскрывается через понятие конкурентоспособности. Вклад научных направлений и учений о конкуренции, формирующих подходы к пониманию конкуренции, позволяют рассмотреть и научно оформить теоретико-методологические основы анализа конкуренции. Современные представления о конкуренции выступают началом научности в становлении конкуренции, которое выражается в формировании методологии научного исследования конкуренции и, прежде всего, как меновых процессов и явлений. Также в отношении конкуренции становится возможным рассмотрение понятия развития, а также рассмотрение методологии развития. Это, прежде всего, концепции синергетического и кибернетического развития и принципов развития, менеджмента и управления конкуренцией. |
Ключевые слова: |
конкуренция, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, менеджмент конкуренции,
управление конкуренцией, подходы к конкуренции, конку-
рентные процессы, конкурентная среда, система развития
конкуренции, синергизм конкуренции, внутренняя конкуренция, внешняя конкуренция. |