https://vestnik.volbi.ru/

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ТЕХНОЛОГИЯХ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Калекин В. В., Калекина А. В.
Номер журнала: 3(48) Месяц и год выхода: августа 2019
Аннотация:

В статье рассмотрены актуальные вопросы социально-психологической и экономической трансформации, оказывающие противоречивое влияние на состояние российского социума, социальной группы, личности. Представлены результаты проведенного специального исследования по выявлению проблем формирования профессиональной культуры в условиях образовательной среды. По результатам накопленных аналитических данных изложены выводы относительно определения содержания квалификационных требований к уровню профессионального образования инженеров-конструкторов. Определено, что приоритетным направлением в качественном преобразовании среды высшего образования является ее системная модернизация на основе адресной подготовки специалистов инновационного типа. Отмечено, что в современных условиях необходима социокультурная трансформация образования, которая должна быть связана со сменой отечественной образовательной парадигмы, базирующейся на основных социокультурных ценностях, определяющих цели образования. Определены ключевые параметры новой образовательной парадигмы подготовки инженеров, которая названа креативной, ввиду доминирования данного признака в инженерной профессиональной культуре нового типа, формирующейся в условиях инновационной трансформации современных российских предприятий. В качестве основополагающих в работе выделяются следующие параметры: психологизация, гуманизация, открытость, непрерывность, информатизация, опережающий характер, диверсификация, инновационность, творческий характер, развитие которых может выступать как одно из ведущих условий формирования и развития профессиональной культуры будущих инженеров. В работе предложена классификация факторов прямого и косвенного воздействия на трансформацию деятельности технических вузов, а также выделены критерии процесса сопровождения студентов технического вуза, что в совокупности позволяет определить основные направления социокультурной трансформации образования, которая должна быть связана со сменой отечественной образовательной парадигмы, базирующейся на основных социокультурных ценностях, определяющих цели образования.

Ключевые слова:

социально-психологическая трансформация, экономическая трансформация, профессиональная культура, образовательная парадигма, инженерная подготовка, инженеры-конструкторы, выбор профессии, педагогическое сопровождение, психологизация, гуманизация, открытость.

Как цитировать статью:

Калекина А. В., Калекин В. В. Предпосылки социокультурной трансформации образователь- ной среды в технологиях подготовки инженеров // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 371–375. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.48.360.