https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИКА ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Комиссарова Т. С., Скворцов А. В.
Номер журнала: 3(52) Месяц и год выхода: августа 2020
Аннотация:

В статье рассмотрены основные вопросы методики проблематизации учебной информации, изложены подробные алгоритмы проблематизации учебного текста и учебных заданий, показана актуальность проблематизации учебной информации в условиях современного образования, предусматривающего формирование творческого в профессиональном отношении выпускника. Исследована интеграция проблемного и личностно-деятельностного подходов при формировании профессиональных творческих умений студентов. Установлена роль каждого подхода в формировании личности обучающихся. Приведена классификация проблемных заданий в соответствии с типами проблемных ситуаций. Рассмотрено развитие профессиональной творческой индивидуальности обучающихся с помощью формирования у них комплекса профессиональных творческих умений, в основе которых лежит умение проблематизировать учебную информацию и составлять проблемные задания к тексту учебников и лекций. Рассмотрена латентная взаимосвязь различных типов проблемных ситуаций. Установлено, что любое проблемное задание не только формирует какой-то один или несколько приемов разрешения ситуаций затруднения, но и является определенным активатором мыслительного поля для формирования других, связанных с ним или напрямую, или косвенно. Изучены динамические условия развития проблемного мышления обучающихся в процессе усвоения учебного материала. Особое внимание уделено визуализации учебной информации при выполнении пространственно-графического типа заданий, способствующих формированию пространственного мышления студентов. Рассмотрена роль проблемного подхода в развитии профессионального творчества выпускников, их готовности к выходу из нестандартных, проблемных ситуаций. Исследовано формирование у преподавателя особой системы профессиональных творческих умений, наряду с совокупностью предметных знаний и умений, что дает ему возможность принимать нестандартные, креативные профессиональные решения.

Ключевые слова:

проблематизация учебной информации, проблематизация текста, проблемные задания, проблемная ситуация, пространственно-графический тип заданий, визуализация, профессиональное творчество, творческое мышление, поисковая деятельность, личностно-деятельностный подход, проблемный подход, профессиональные творческие умения.

Как цитировать статью:

Скворцов А. В., Комиссарова Т. С. Методика проблематизации учебной информации в преподавательской деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 373–379. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.321.