https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Плаксина И. В.
Номер журнала: 3(52) Месяц и год выхода: августа 2020
Аннотация:

Статья раскрывает содержание модели научно-методического сопровождения педагогического коллектива, реализующего региональный инновационный проект «Организационные и психолого-педагогические условия становления субъектности участников образовательного процесса». В качестве методологического основания разработки содержания модели выбран экопсихологический подход к становлению субъекта деятельности В. И. Панова. Эмпирическая апробация экопсихологической модели включила оценку уровней сформированности субъектности педагогов (N = 38), характеристик самоорганизации деятельности, толерантности к неопределенности, стереотипов профессиональной деятельности, диагностику параметров образовательной среды и выраженности организационно-образовательных моделей школы. Выполненные диагностические исследования выявили наличие актуальной проблемы, состоящей в доминировании «низкой» и «высокой» стадий субъектности в структуре исследуемых параметров. Этот факт сделал очевидным существование разных целей в реализации инновационной и образовательной педагогической деятельности, которые нуждаются в координации и интеграции. Дальнейшая цель исследования состояла в разработке содержания научно-методического сопровождения инновационной деятельности в соответствии с актуальными задачами развития образовательного учреждения как коллективного субъекта. Научно-методическое сопровождение определено как научно обоснованный процесс, который включает систему взаимосвязанных действий, событий, ориентированных на актуализацию развития группового субъекта. В содержании представлены функции сопровождения: педагогический анализ, гуманитарная экспертиза, ретиминг административной команды, целеполагание, прогнозирование, проектирование, мотивация, рефлексия. Выделены этапы сопровождения: рефлексивный (формирование проблемного поля), информационный, методический, деятельностный и этап итоговой рефлексии. Представлены мероприятия каждого этапа в рамках аналитической, информационной, обучающей и опытной деятельности педагогов. Представлены технологии работы с педагогическим коллективом: обучение на основе опыта (модерация, дискуссии, цикл Д. Колба, мастер-класс), кооперативная (проектная и исследовательская деятельность), тренинг.

Ключевые слова:

субъект инновационной педагогической деятельности, коллективный субъект, субъектность, экопсихологический подход, стадии становления субъектности, организационно-образовательная модель, научно-методическое сопровождение, функции сопровождения, этапы сопровождения.

Как цитировать статью:

Плаксина И. В. Модель научно-методического сопровождения субъекта инновационной педагогической деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 444–449. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.327.