Аннотация: |
Грандиозные социальные изменения второй половины XX века связаны с началом перехода от эпохи отдельных обществ к эпохе сверхобщества. Процессы глобализации и международной интеграции неизбежно сопровождаются процессами международной миграции населения. Практика деятельности государственных органов и научные данные подтверждают, что в процессах миграции участвуют дети. Очевидно, что несовершеннолетние в силу возраста и отсутствия жизненного опыта нуждаются в особой защите со стороны государства. Дети же, затронутые миграционными процессами, особенно уязвимы, так как у них возникают специфические правовые проблемы в части реализации их основных прав (на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, жилище и социальное обеспечение). В вопросах обеспечения прав человека в наши дни возрастает роль внесудебных органов правозащиты, таких как прокуратура и омбудсмены общей и специализированной компетенции. К последним относятся уполномоченные по правам ребенка. В последнее десятилетие в Российской Федерации происходило формирование существующего ныне института уполномоченных по правам ребенка. Практика детских омбудсменов в Российской Федерации свидетельствует о том, что ими уделяется внимание вопросам обеспечения прав детей с миграционным опытом. В настоящей статье обоснованы направления деятельности уполномоченных по правам ребенка по обеспечению прав несовершеннолетних в сфере миграции, а также предложены возможные изменения действующего законодательства об уполномоченных по правам ребенка в интересах детей-иностранцев. |
Ключевые слова: |
миграция, несовершеннолетние, основные права человека, правозащитная деятельность, внесудебные механизмы, Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам
ребенка в субъектах Российской Федерации, законодательное
регулирование, полномочия, вынужденные мигранты. |