PDF: |
|
Автор(ы): |
Белова С. В., Чубанов И. И. |
Номер журнала: |
3(56) |
Месяц и год выхода: |
августа 2021 |
Аннотация: |
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих юристов в контексте гуманитаризации образования, отражающей идею приоритетности общекультурных ценностей и целостности человеческой деятельности. Раскрыта сущность содержания профессионального образования будущих юристов с позиции гуманитарно-антропологического подхода, который учитывает всю многомерность человеческой реальности. В качестве гуманитарного компонента содержания профессионального образования обоснован опыт решения учебно-личностных задач, отражающих единство внешней и внутренней сторон образовательного процесса, его предметно-объективного и личностно-субъективного аспектов. Учебно-личностные задачи определяются контекстом личностного развития студентов и спецификой образовательной ситуации в гуманитарной модели образования. Знание о гуманитарном принципе познания, об образовательной ситуации и содержании целостного профессионального образования, направленного на становление профессионала как носителя культуры своей профессии, позволили впервые сформулировать понятие «учебно-личностная задача» и определить опыт решения учебно-личностных задач как компонент содержания образования. В статье раскрыты, с позиции методологии гуманитарности и когнитивных исследований, виды опыта решения учебно-личностных задач: эмпирическое, метафорическое и понятийное познание. Это опыт внимания к объекту познания («что познается»), опыт внимания к процессу познания («как познается»), опыт внимания к субъекту познания («кто познает»). Одна из целей исследования состояла в определении механизма формирования у будущих юристов опыта решения учебно-личностных задач. Таким механизмом выступает текстуально-диалогическая деятельность, позволяющая в образовательном процессе трансформировать безличную информацию учебных дисциплин в личностно значимый для студентов текст и выстраивать вопросно-ответные отношения. В статье представлены результаты исследования, касающиеся готовности студентов к решению учебно-личностных задач. |
Ключевые слова: |
профессиональное образование, гуманитарно-антропологический подход, гуманитарный принцип, гуманитарная модель образования, содержание образования, когнитивные исследования, познание, учебно-личностная задача, опыт решения учебно-личностных задач,
текстуально-диалогическая деятельность. |
Как цитировать статью: |
Белова С. В., Чубанов И. И. Гуманитарный компонент содержания профессионального образования будущих юристов // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 306—310. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.371. |