https://vestnik.volbi.ru/

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Беляева О. А.
Номер журнала: 3(56) Месяц и год выхода: августа 2021
Аннотация:

Идеи представленного исследования базируются на компетентностном подходе как ключевом векторе функционирования современной системы непрерывного профессионального образования. Требования федерального государственного образовательного стандарта в области формирования метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся и положения профессионального стандарта педагога определяют совокупность запросов к современному учителю, связанных с его готовностью и способностью работать в надпредметном аспекте, решать задачи, выходящие за рамки отдельных учебных дисциплин. Практика работы с педагогическими коллективами отчетливо обозначает большое количество затруднений, испытываемых педагогами при решении профессиональных задач такого плана. В публикации отражен опыт работы автора с педагогами при организации инновационной деятельности образовательных учреждений и проектировании программ повышения квалификации педагогических кадров. Материалы статьи отражают результаты самостоятельного эмпирического исследования совокупности профессиональных педагогических компетенций метапредметного характера, являющихся ключевыми в современной практике непрерывного профессионального образования. На основании оценки педагогами собственной теоретической подготовки и сформированности ряда профессиональных умений и навыков, соответствующих требованиям образовательных и профессиональных стандартов, представлен анализ содержания и уровня сформированности методической, технологической, исследовательской, информационно-коммуникационной, мотивационной, коммуникативной, коррекционно-развивающей компетенций. Базовые компоненты компетенций проанализированы в соответствии индикаторами, характеризующими их ключевое содержание, выделены диагностированные ресурсные и дефицитарные области в каждой из перечисленных компетенций. Сделаны выводы о возможных направлениях совершенствования практики повышения профессиональной квалификации педагогов. Статья вносит вклад в понимание современных особенностей развития метапредметных профессиональных компетенций педагогических работников и возможных линий их трансформации с учетом актуальной ситуации.

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное образование, педагоги, профессиональные компетенции, мета- предметные педагогические компетенции, методическая компетенция, технологическая компетенция, исследовательская компетенция, информационно-коммуникационная компетенция, мотивационная компетенция, коммуникативная компетенция, коррекционно-развивающая компетенция, компоненты профессиональных компетенций, ресурсы и дефициты профессиональной деятельности.

Как цитировать статью:

Беляева О. А. Метапредметные компетенции педагогов: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 426—433. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.336.