https://vestnik.volbi.ru/

ПЕДОЦЕНТРИСТСКИЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИКИ Ф. У. ПАРКЕРА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Рубцова Т. С.
Номер журнала: 3(56) Месяц и год выхода: августа 2021
Аннотация:

Статья посвящена вопросам формирования педоцентристских воззрений в трудах американского педагога-прогрессивиста Ф. У. Паркера. В ходе анализа раскрывается специфика педагогических взглядов Ф. У. Паркера, обусловленная как его знанием теории и практики прогрессивного образования, так и его религиозными убеждениями, «подсвеченными» идеями романтизма. Педагогические воззрения Ф. У. Паркера представляют собой ценнейший материал не только с чисто исторической точки зрения, но и в плане плодотворных актуальных педагогических идей, открывающих новые горизонты для педагогического творчества и взгляд на ребенка. Настоящее исследование призвано восполнить этот пробел. Обращаясь к широким социокультурным контекстам, автор доказывает, что возникновение инновационных педоцентристских методов преподавания в американской образовательной парадигме XIX столетия в целом и в трудах Ф. У. Паркера в частности было во многом обусловлено развитием новых представлений о природе детства и переосмыслением образа ребенка. Специфика предмета исследования обусловила целесообразность использования следующих методов: источниковедческий анализ, предполагающий интерпретацию исторических источников, установление степени полноты и достоверности их информации и выводы о возможностях использования исторических источников в историческом исследовании (в частности, ключевых трудов Ф. У. Паркера в оригинале), с целью выявить идейно-теоретические истоки педагогических взглядов Ф. У. Паркера; сравнительный метод, позволяющий сопоставить педагогические воззрения Ф. У. Паркера с воззрениями его современников (Дж. Дьюи, У. Джемса и др.) и предшественников в области педагогической инновационной мысли (Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта, Ф. В. Фребеля).

Ключевые слова:

Ф. У. Паркер, педоцентризм, прогрессивное образование, социокультурный образ детства, романтизм, ребенок, самопроизвольная деятельность, опыт, школа.

Как цитировать статью:

Рубцова Т. С. Педоцентристский характер педагогики Ф. У. Паркера // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 488—493. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.339.