https://vestnik.volbi.ru/

ПРАКТИКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ: РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бочарова Ю. Ю., Коматкова Л. В.
Номер журнала: 3(56) Месяц и год выхода: августа 2021
Аннотация:

Проблеме вовлечения и удержания талантливой молодежи в педагогической профессии уделяется достаточно много внимания в силу большого дефицита и высокой ротации педагогических кадров. Профессиональное самочувствие новых педагогов в школе зависит от применяемых методов управления, которые должны учитывать характеристики поколения миллениалов. Исследование посвящено изучению восприятия процессов закрепления как со стороны молодых педагогов, так и директоров школ. Молодые педагоги в 75 % случаев время от времени задумываются об уходе из школы. Наиболее частыми причинами называются эмоциональные и физические перегрузки, негативное отношение детей и родителей, чувство профессионального одиночества в коллективе. В интервью и фокус-группах были обнаружены несовпадающие оценки эффективности традиционных практик закрепления: наставничества, школ молодых педагогов и т. д. Также были выделены два типа практик управления закреплением: основанного на обучении и ликвидации профессиональных дефицитов и на вовлечении в деятельность профессионального сообщества школы как равного субъекта. Во втором случае, как подтвердила статистика, вовлеченность молодых педагогов выше, а число настроенных на уход — ниже. Кейс-анализ управленческих практик, применяемых директором школы с наименьшим процентом ухода и наибольшей степенью вовлеченности, показал, что наиболее результативны практики распределенного наставничества, проектного управления, психологического сопровождения адаптации, организации профессиональное взаимодействия в мини-группах, создания среды для неформального общения. Исследование имеет практическую значимость для директоров больших школ, принимающих на работу одновременно нескольких молодых учителей в год.

Ключевые слова:

поколения, молодые педагоги, закрепление, профессиональное сообщество, профессиональные дефициты, наставничество, профессиональное самочувствие, вовлеченность, управление школой, директора, фо- кус-группы, интервью.

Как цитировать статью:

Бочарова Ю. Ю., Коматкова Л. В. Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 382—391. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.311.