PDF: |
|
Автор(ы): |
Устюжанин В. Л. |
Номер журнала: |
3(56) |
Месяц и год выхода: |
августа 2021 |
Аннотация: |
Статья посвящена сравнительному исследованию национальных моделей организации высшего образования. За основу анализа взяты системы высшего образования США, Германии, Нидерландов, Китая и России. Автором предложена система критериев, на основе которых можно разграничить принципы организации системы высшего образования в разных государствах: отнесение высшего образования к частным (удовлетворяемым на основе частного платежеспособного спроса потребителей) или коллективным (опекаемым) благам, организация финансирования системы высшего образования, барьеры (фильтры) для обучающихся на входе и на выходе, степень коммерциализации вузов, роль академического сообщества. На основе проведенного исследования выделены идеально-типические модели организации высшего образования, существующие в развитых и быстро развивающихся странах: рынок частных услуг, государственный патернализм, рынок мериторных благ, квазирынок и гибридная модель. Рынок частных благ характеризуется платным высшим образованием для студентов и низким государственным регулированием. Государственный патернализм характеризуется предоставлением бесплатного доступа к образованию. В модели мериторного рынка оплата образовательных услуг осуществляется на паритетных началах государством и домохозяйствами. Для квазирынка характерен управляемый государством рынок частных благ с высокой селекцией на входе по знаниям и способностям. Гибридная модель сочетает государственный патернализм для одних с рынком частных услуг для других потребителей. Сделан вывод о том, что низкий уровень финансирования и коммерциализация деятельности государственных вузов порождают многие проблемы российского высшего образования, прежде всего падение качества образовательных услуг и обесценение диплома как результата образовательной деятельности. |
Ключевые слова: |
высшее образование, коммерциализация вузов, модели финансирования высшего образования,
опекаемое благо, академическое сообщество, рынок частных услуг, государственный патернализм, рынок мериторных благ, квазирынок, гибридная модель. |
Как цитировать статью: |
Устюжанин В. Л. Модели организации высшего образования: сравнительный анализ //
Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 144—153. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.315. |