https://vestnik.volbi.ru/

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ВОЗМОЖНОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Файзрахманов Р. Р.
Номер журнала: 3(56) Месяц и год выхода: августа 2021
Аннотация:

В рамках настоящей статьи рассмотрены основные аспекты потребительского экстремизма, обозначены основные направления уголовной ответственности в рамках данного вида правонарушения. Проблема потребительского экстремизма в последние несколько лет все чаще становится объектом пристального внимания представителей предпринимательского сообщества. Укрепление прав потребителей, ужесточение мер ответственности юридических лиц, презумпция виновности последних — все это порождает множество злоупотреблений со стороны покупателей. При этом очевидно, что в фокусе внимания именно злонамеренное злоупотребление правом, когда сделка купли-продажи выступает источником получения выгоды со стороны потребителя. В настоящее время фактически отсутствуют инструменты правовой защиты продавца от потребительского экстремизма, что порождает значительную угрозу предпринимательской среде и ее развитию. Следует отметить, что в правовом поле до сих пор отсутствует понятие потребительского экстремизма, это является одной из главных причин отсутствия защитных механизмов. Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в 2012 г. впервые обозначила сущность «злоупотребления правом», которое в настоящее время лежит в основе существующих инструментов защиты от потребительского экстремизма. Однако ключевой проблемой становится то, что фактически потребитель не несет ответственности за понесенные убытки юридического лица в случае неправомерности своих требований. Проблема доказуемости правонарушений в области потребительского экстремизма базируется на утверждении о намеренности противоправных действий, в то время как в контексте Закона о защите прав потребителей данный аспект представляется труднодоказуемым. В связи с угрозой экономической безопасности экономических агентов в правовом поле необходима разработка эффективных мер уголовной ответственности за потребительский экстремизм, что является предметом исследования настоящей статьи.

Ключевые слова:

потребительский экстремизм, Закон о защите прав потребителей, злоупотребление правом, уголовная ответственность, мошенничество, имущественный ущерб, злоупотребление доверием, обман, потребитель, административное право.

Как цитировать статью:

Файзрахманов Р. Р. Потребительский экстремизм: возможности уголовной ответственности // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 295—299. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.360.