https://vestnik.volbi.ru/

ГРАФИЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ЯЗЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БАКАЛАВРОВ ПО ТУРИЗМУ)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гаджиева Е. А., Комиссарова Т. С., Скворцов А. В.
Номер журнала: 3(60) Месяц и год выхода: августа 2022
Аннотация:

В статье излагается авторская точка зрения на визуализацию учебной информации как на концепт, содержащий второй графический язык общения, обучения и исследования (после вербального), владение которым качественно улучшает профессиональную подготовку в высшей школе. Излагается современный подход к визуализации информации, прошедшей «методический путь» от наглядности до визуализации. Рассмотрены основные направления использования компьютерной визуализации в среднем и высшем профессиональном образовании. Обзор литературы показал, что основными направлениями применения компьютерной визуализации являются в первую очередь вычислительные науки: информатика, дизайн, инфографика, реклама, архитектура и искусство, философия и др. Разработанный нами язык визуализации средствами графикации опирается на информационно-картографический подход, имеет универсальный метаметодический характер, существует как в рамках компьютерных технологий, так и за их пределами. Он в первую очередь используется в специальностях, связанных с геопространством, его графическим моделированием и управлением (география, геоэкология, экология, туристика, природопользование, охрана природы и др.). Процесс редуцирования вербальной информации аналогичен картографической генерализации (суть которой и заключается в выделении главного и обобщении деталей). Построение графем разной степени сложности, соответственно, опирается на учение об условных знаках, антропологический подход к моделированию осуществляется способом масштабирования, а графическое моделирование известно не одно столетие и, по меткому выражению Н. Н. Баранского, «карта является языком географии». В статье обсуждается понятие о профессиональной компетентности в вузовском педагогическом образовании, выдвинутое академиком РАО А. П. Тряпицыной, рассмотрены универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, связанные с графикацией. Таким образом, понятийное и визуальное мышления в практике обучения находятся в постоянном взаимодействии, а владение языком визуализации свидетельствует о качественной профессиональной компетентности выпускника.

Ключевые слова:

графическая визуализация, геопространство, графикация, профессиональная компетентность, информационно-картографический подход, графический язык, информация, редуцирование информации, визуализация как контент, профессиональная подготовка

Как цитировать статью:

Гаджиева Е. А., Комиссарова Т. С., Скворцов А. В. Графическая визуализация информации как язык профессиональной компетентности (на примере бакалавров по туризму) // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 370—374. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.338.