https://vestnik.volbi.ru/

ИНФОРМАЦИОННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Тройникова Е. В.
Номер журнала: 3(60) Месяц и год выхода: августа 2022
Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению новых подходов в подготовке студентов к межкультурному взаимодействию с учетом влияния информационного измерения на сущностные характеристики поликультурного многоязычного мира и жизнедеятельность современного человека, имеющего как созидающие, так и деструктивные эффекты. В связи с этим определяется необходимость лингводидактического осмысления образовательного конструкта «информационно-стратегическая готовность личности к межкультурному взаимодействию», дополняющего существующую компетентностную модель субъекта межкультурного взаимодействия в рамках межкультурного языкового образования. Предметом исследования являются лингводидактические практики, направленные на освоение студентами информационно-познавательной деятельности, интенционально обусловленной проблемой достижения межкультурного диалога. Цель статьи заключается в обосновании значимости формирования информационно-стратегической готовности студентов к межкультурному взаимодействию через специфическую организацию лингводидактических практик в образовательной деятельности языкового вуза. Использование методов теоретического и эмпирического анализа лингводидактического исследования позволило обосновать необходимость целенаправленного формирования информационно-познавательных стратегий конструирования информационного пространства допустимого концептуально-смыслового согласования родной и иной культуры. На основании проведенного эмпирического исследования были определены трудности, с которыми сталкиваются студенты при информационном моделировании межкультурного диалога. Представлено описание образовательного конструкта «информационно-стратегическая готовность личности к межкультурному взаимодействию», актуализаторами которого являются информационно-познавательные стратегии, а также характеристика целеобусловленных лингводидактических практик. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в системе межкультурного языкового образования и представляют научно-прикладной интерес для преподавателей в системе со-изучения языков и культур. В качестве направления будущего исследования обозначена разработка концепции формирования информационно-стратегической готовности студентов к межкультурному взаимодействию.

Ключевые слова:

межкультурное языковое образование, диалог культур, информация, информационный подход, субъект межкультурного взаимодействия, межкультурное взаимодействие, информационно-стратегическая готовность к межкультурному взаимодействию, информационно-познавательные стратегии, антропопрактики, межкультурно ориентированные лингводидактические практики.

Как цитировать статью:

Тройникова Е. В. Информационно-стратегическая готовность студентов к межкультурному взаимодействию: лингводидактические приоритеты // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 288—293. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.304.