https://vestnik.volbi.ru/

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСЛОВИЯ «ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГУМАНИТАРНОЙ ОСНОВЕ»

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Горбатова О. Н.
Номер журнала: 3(60) Месяц и год выхода: августа 2022
Аннотация:

В статье дана краткая характеристика одного из психолого-педагогических условий развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования — «проблематизация содержания школьного образования на гуманитарной основе». Такая проблематизация заключается в создании условий: для «столкновения» обучающихся с противоречивой, конфликтной гуманитарно ориентированной ситуацией, порождающей постановку специфических задач с целью ее преодоления; для выявления и осознания способов деятельности, в основе которых лежит ценностная форма человечности, гуманитарное мышление. Представлена система заданий, направленных на развитие гуманитарного мышления школьников в условиях регионализации образования, дана их классификация (первый тип заданий нацелен на развитие компонентов структуры гуманитарного мышления школьника; задания второго типа сконструированы на основе источника познания; третий тип включает задания, предполагающие усмотрение школьниками разных видов ценностно-смысловых связей; четвертый составлен с учетом различения функций гуманитарного мышления). Научно обосновывается механизм развития данного типа мышления под влиянием психолого-педагогического условия «проблематизация содержания школьного образования на гуманитарной основе». Развитие гуманитарного мышления выступает как необходимый и закономерный итог влияния рассматриваемого психолого-педагогического условия. На примере данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, показано, что понимание учителями, участвующими в эксперименте, описанного выше механизма стало одним из ведущих факторов, способствующих достижению высокого уровня развития гуманитарного мышления обучающихся экспериментальной группы. Научный вклад автора состоит в том, что проблема развития гуманитарного мышления школьников рассматривается в контексте регионализации образования, вскрывается механизм развития гуманитарного мышления школьников под влиянием психолого-педагогического условия «проблематизация содержания школьного образования на гуманитарной основе».

Ключевые слова:

гуманитарное мышление, гуманитаризация образования, гуманитарный подход, гуманитарно ориентированная ситуация, регионализация образования, механизм развития гуманитарного мышления, проблематизация содержания школьного образования на гуманитарной основе, задачный подход, принцип системного конструирования заданий, алгоритм работы с заданием

Как цитировать статью:

Горбатова О. Н. Механизм развития гуманитарного мышления школьников в контексте регионализации образования под влиянием психолого-педагогического условия «Проблематизация содержания школьного образования на гуманитарной основе» // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 408—412. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.362.