PDF: |
|
Автор(ы): |
Декина Е. В., Шалагинова К. С. |
Номер журнала: |
3(60) |
Месяц и год выхода: |
августа 2022 |
Аннотация: |
Пятый класс — сложный период для ребенка. В настоящее время возрастает количество детей, переживающих затруднения при адаптации к новым обстоятельствам организации учебного процесса при переходе на следующую ступень образования. К признакам неблагополучия относят снижение успеваемости, мотивации, ухудшение дисциплины, рост заболеваемости и др. Актуальны вопросы эффективной организации адаптационного периода, сотрудничества всех участников образовательного процесса, определения содержания и форм организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Авторами определены особенности эффективного развития личностных качеств младших подростков, влияющих на адаптацию к среднему звену школы: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (тревожность, самооценка, школьная мотивация, коммуникативные навыки, креативность, творческие способности); развитие личностного самоопределения подростков, психологическая подготовка к переходу к новому типу общности и деятельности. Среди основных проблем адаптации можно выделить следующие: низкая мотивация (50 %), взаимоотношения со сверстниками (50 %), общая тревожность (50 %), страх самовыражения (50 %), ситуации проверки знаний (82 %) и др. Представлена программа развития личностных качеств младших подростков, влияющих на адаптацию к среднему звену школы, включающая элементы арт-терапии, сказкотерапии, мульттерапии, квесты, игровые и тренинговые занятия, работу не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Апробация программы проходила на базе образовательного учреждения г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 5-го класса в количестве 16 человек. Полученные результаты и разработанную программу можно использовать в работе психологической службы школы. |
Ключевые слова: |
адаптация, подросток, трудности
пятиклассника, личные качества, психологическое сопровождение, тревожность, межличностные отношения,
мотивация, личностное самоопределение, профилактика |
Как цитировать статью: |
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Развитие личностных качеств младших подростков, влияющих на адаптацию к среднему звену школы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 454—457. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.372. |