https://vestnik.volbi.ru/

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Киселева Т. Г.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

С введением инклюзивного образования обострились социально-педагогические и социально-психологические проблемы межличностных отношений в школе, среди которых ведущей можно назвать проблему интолерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает равенство позиций и требует принятия любого человека с любыми проблемами. Такая образовательная философия требует пересмотра системы воспитательной работы в школе. Данное исследование — этот попытка выделить значимые психолого-педагогические моменты в работе с подростками. Фокусом внимания в исследовании стали гендерные особенности отношения подростков к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. В качестве обследуемых выступили 123 подростка в возрасте 11—12 лет, которые обучаются в инклюзивных классах. Для проведения диагностики была использована предложенная В. В. Бойко методика «Опросник коммуникативной толерантности». Были получены достоверные отличия по ряду показателей, которые указывают на то, что девушки демонстрируют достоверно ниже уровень толерантности по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению мальчиками того же возраста. Наиболее значимые отличия касаются таких проявлений, как «Принятие или непринятие индивидуальности человека, его особенностей», «Консервативность и категоричность в оценке людей», «Склонность к тому, чтобы подстроить других под себя». Жесткость и категоричность позиций девочек к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья может быть следствием усвоенных гендерных стереотипов и паттернов, заимствованных в том числе у педагогов-женщин. Полученные закономерности могут быть использованы при проведении тренингов с подростками по формированию толерантного отношения к людям, а также могут быть учтены при планировании воспитательной работы в подростковых классах инклюзивных школ.

Ключевые слова:

толерантность, подростковый возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, гендерные особенности, синдром дефицита внимания и гиперактивности, инклюзивное образование, принятие/непринятие индивидуальности, консервативность и категоричность в оценке, неумение прощать ошибки, нетерпимость к собеседнику, неспособность приспосабливаться к людям

Как цитировать статью:

Киселева Т. Г. Гендерные проблемы толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья // Бизнес. Образование. П раво. 2023. № 3(64). С. 378—383. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.705.