https://vestnik.volbi.ru/

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Букина Н. Н., Малькова Е. Г.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

В настоящей статье представлен комплексный анализ применения герменевтического метода в качестве способа формирования универсальных компетенций будущих юристов. Актуальность проблемы обоснована необходимостью поиска интегративных решений, удовлетворяющих целям и задачам компетентностного подхода в современном образовании. Для разрешения указанной проблемы авторами исследуется диалектическая взаимосвязь герменевтического и компетентностного подходов в части общей методологии когнитивно-рефлексивного свойства, удовлетворяющей федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения. В стремлении к достижению конкретных результатов рассматривается возможность интеграции герменевтических идей в структуру и содержание образовательных программ высшего образования укрупненной группы специальностей (направлений подготовки) «Юриспруденция» (уровень специалитета, бакалавриата, магистратуры). По результатам исследования свойство интегративности герменевтического подхода связывается с возможностью проектирования юридических образовательных программ с учетом интерпретационных методов герменевтической науки, при котором была бы эффективно реализована взаимосвязь процесса формирования универсальных компетенций с общей методологией построения образовательного процесса. С позиции герменевтического опыта проанализированы свойства диалогичности и семантического контекстуализма как составляющие методологии познания в процессе обучения и воспитания специалистов юридического профиля. Определено, что финализированная компетентность выпускников должна включать в себя способность квалифицированного специалиста интегрировать в своем сознании и деятельности знания, умения и навыки, почерпнутые с помощью процессов уяснения и интерпретации различных дискурсов (юридического, политического и т. д.) и контекстов (межкультурного, инклюзивного и т. д.). В заключительной части исследования указывается, что герменевтический подход по своему целеполаганию обращен к смысловой и ценностной проблематике изучаемых явлений, что в совокупности с полученными результатами позволяет подтвердить гипотезу о применимости герменевтического метода в системе подготовки юридических кадров в части реализации духовно-нравственных и мировоззренческих задач, целостно охваченных группой универсальных компетенций. Как представляется, вдумчивое применение герменевтической интерпретационной методологии потенциально может воспроизвести не менее качественные результаты по иным специальностям (направлениям подготовки), предусмотренным в структуре высшего образования.

Ключевые слова:

высшее образование, герменевтический подход, диалогичность, интегративный метод, компетентностный подход, контекстуализм, методология образования, педагогическая герменевтика, универсальная компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт, юридическое образование

Как цитировать статью:

Малькова Е. Г., Букина Н. Н. Герменевтический подход как интегративный метод формирования универсальных компетенций будущих юристов // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 458—463. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.735.