https://vestnik.volbi.ru/

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ МАГИСТРАТУРЕ: ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Зиятдинова Ю. Н.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

Инженерная магистратура привлекает не только недавних выпускников бакалавриата, но и уже давно работающих на промышленном производстве специалистов, которых интересуют узкие профессиональные компетенции, а не универсальные компетенции, которые отодвигаются ими на задний план. Однако роль универсальных компетенций значительна, именно они способствуют саморазвитию студентов, определению ими индивидуальных траекторий социально-профессионального самообразования, развивая системное, критическое, проектное и стратегическое мышление для работы в команде, а также коммуникативные умения для академического и профессионального взаимодействия с учетом разнообразия языков и культур. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является повышение статуса этих дисциплин, придание им профессиональной направленности. В статье обосновывается целесообразность использования проектных методов и цифровых образовательных технологий для повышения привлекательности гуманитарных дисциплин в инженерной магистратуре. Проектные методы характеризуются с точки зрения получения студентами на каждом из занятий «микро-квалификаций», решающих конкретные задачи из реальной жизни. Формат проектов модифицируется через использование цифровых интерактивных инструментов, находящихся на самом пике популярности, что позволяет сделать их не конкурентами, а союзниками для преподавателей. В опыте работы Казанского национального исследовательского технологического университета при преподавании таких дисциплин, как «Управление проектами», «Социально-психологические основы командной работы и саморазвития» и «Профессионально-ориентированный иностранный язык», используются онлайн-инструменты для совместной проектной работы, включая различные онлайн-доски, для оценки достижений студентов, включая опросники и викторины, а также для самостоятельной внеаудиторной работы, включая онлайн-конструкторы учебных тренажеров. Результаты исследования показали, что использование проектных методов, подкрепленных цифровыми интерактивными инструментами, значительно повышает мотивацию магистрантов инженерных направлений подготовки к изучению гуманитарных дисциплин, которые первоначально кажутся им ненужными для своей профессиональной деятельности. Кроме того, междисциплинарные связи позволяют развивать в рамках одного проекта разные универсальные компетенции.

Ключевые слова:

инженерная магистратура, гуманитарные дисциплины, универсальные компетенции, проектные методы, цифровые технологии, междисциплинарные связи, мотивация студентов, саморазвитие, гуманизация образования, микро-квалификации

Как цитировать статью:

Зиятдинова Ю. Н. Гуманитарные дисциплины в инженерной магистратуре: проектные методы и цифровые технологии // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 404—407. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.710.