PDF: |
|
Автор(ы): |
Новоселова Е. В. |
Номер журнала: |
3(64) |
Месяц и год выхода: |
августа 2023 |
Аннотация: |
В статье анализируются особенности преподавания немецкого языка в XVIII в. в России на основе анализа соответствующих пособий и словарей. Важность этого периода в истории педагогики определяется тем, что именно тогда началось систематическое преподавание иностранных языков и появились первые пособия. Кроме того, XVIII в. для России отмечен рядом важных общественных и идеологических сдвигов (реформы Петра I, эпоха Просвещения), которые отразились и на педагогике. Автор выделяет следующие характерные черты, свойственные преподаванию немецкого языка в данный период: подражательность немецким пособиям, чрезмерное влияние латыни, неустойчивость терминологии (использование и русских, и латинских калек), противоречивость трактовки некоторых грамматических явлений, несовершенство словарей (отсутствие должного справочного аппарата: списка сокращений, указания на склонение, формы множественного числа и т. п.). Вместе с тем материалы пособий показывают и определенную эволюцию этих черт. Так, более поздние грамматики демонстрируют уже меньшее влияние латыни по сравнению с самой первой, изданной в 1730 г. Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод, что методика преподавания немецкого языка в XVIII в. базировалась на грамматико-переводном методе, который ориентирован на овладение письменным языком, чтение и отработку грамматических конструкций, в то время как навыки говорения отодвинуты на второй план. Несмотря на перечисленные несовершенства данного периода развития педагогики в целом и преподавания немецкого в частности, без него не были бы возможны последующие достижения. |
Ключевые слова: |
немецкий язык, Просвещение, методики преподавания, иностранные языки, педагогика, русско-немецкие связи, латинский язык, терминология, грамматико-переводной метод, грамматика |
Как цитировать статью: |
Новоселова Е. В. Из истории преподавания немецкого языка в России XVIII в. // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 354—358. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.697. |