https://vestnik.volbi.ru/

ПОЗИТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Каитов А. П.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

Актуальность темы статьи обусловлена научной и практической значимостью изучения позитивной профессиональной мотивации студентов вуза, способствующей академическим достижениям, успешной профессиональной адаптации и самореализации в профессии. Профессиональная мотивация представляет собой целостное, системное, интегральное, динамическое личностное образование, структуру которого образуют постоянно взаимодействующие, иерархически взаимосвязанные, познавательные, профессиональные и личностные мотивы. Позитивная профессиональная мотивация бакалавров педагогического образования характеризуется доминированием в системе мотивационной сферы студентов внутренних мотивов, отражающих направленность личности на сознательное освоение и осуществление педагогической деятельности. Диагностика позитивной профессиональной мотивации студентов бакалавриата — будущих педагогов требует адекватного инструментария. Анализ научных источников показал, что многие широко используемые в русскоязычном пространстве диагностические методики профессиональной мотивации не могут служить релевантным инструментом, ориентированным на диагностику профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования. Цель исследования: на основе определения структурных элементов профессиональной мотивации студентов бакалавриата — будущих педагогов сформировать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития у студентов позитивной профессиональной мотивации. Научная значимость заключается в том, что автором предложен оригинальный многокомпонентный инструмент диагностики, состоящий из семи психодиагностических методик, измеряющих семь психологических переменных, входящих в структуру профессиональной мотивации будущих педагогов. На основании диагностируемых переменных и предлагаемых индикаторов возможно выявление интегрированного показателя профессиональной мотивации будущих педагогов и классификация его на предмет наличия или отсутствия сдвига к позитивизации. Теоретическая значимость: использование в образовательной практике предложенного диагностического инструментария позволит преподавателям, тьюторам, руководителям структурных подразделений вуза получить объективные результаты, характеризующие уровни развития позитивной профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования, с учетом которых совершенствовать педагогические технологии обучения и воспитания будущих педагогов на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова:

бакалавры педагогического образования, позитивная профессиональная мотивация, структурные элементы, ценностно-смысловой блок, когнитивно-рефлексивный блок, поведенческий блок, копинговый блок, психологическая диагностика, диагностический инструментарий, профессиональная подготовка

Как цитировать статью:

Каитов А. П. Позитивная профессиональная мотивация бакалавров педагогического образования: структурно-содержательные характеристики и методики диагностики // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 413—420. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.725.