PDF: |
|
Автор(ы): |
Карпова Е. В. |
Номер журнала: |
3(64) |
Месяц и год выхода: |
августа 2023 |
Аннотация: |
В статье проанализированы объективные и субъективные условия формирования профессионального мировоззрения обучающихся бакалавриата, магистратуры и специалитета высших учебных заведений технической направленности, которые необходимо учитывать в процессе подготовки кадров в современных условиях меняющегося технологического уклада, мирового экономического кризиса, санкционного давления на Россию и проведения специальной военной операции на территории Украины в условиях гибридной войны. Методы исследования: анализ научной литературы с использованием онтологического и гносеологического философских подходов. Результатами исследования стало выявление объективных и субъективных условий формирования профессионального мировоззрения, которые необходимо учитывать в процессе организации педагогического процесса. Исследуется влияние на формирование профессионального мировоззрения меняющихся экономических отношений (появление новых средств производства, новых требований к качеству профессиональной подготовки производственных сил, изменившийся технологический характер производственных отношений) и различных идеологических факторов (символов, смыслов, образов и ценностей, основанных на русском цивилизационном коде). Проанализированы субъективные условия, влияющие на формирование профессионального мировоззрения обучающихся [усвоенные профессиональные знания, заложенные в сознании обучающегося коллективные архетипы бессознательного — образы, смыслы, формирующие цивилизационный код (культурную доминанту)]. Дано авторское понятие «формирование профессионального мировоззрения» с онто-гносеологической точки зрения как со-бытия объективного и субъективного, и познавательного процесса, результатом которого выступает образ профессиональной картины мира обучающегося с осознанием роли профессиональной деятельности в укреплении государственного суверенитета Российской Федерации, его технологической, экономической, военно-политической, социально-культурной составляющих. Подчеркивается особая роль технических, экономических, исторических и правовых знаний в процессе формирования образов профессиональной картины мира будущего инженера, соответствующей динамично меняющимся экономическим и общественно-политическим отношениям. |
Ключевые слова: |
технологический уклад, система
образования, мировоззрение, культурная доминанта, цивилизационный код, средства производства, производственные силы, производственные отношения, человеческий
капитал, интеллектуальная собственность |
Как цитировать статью: |
Карпова Е. В. Современные условия формирования профессионального мировоззрения обучающихся технического вуза // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 345—350. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.695. |