https://vestnik.volbi.ru/

ВУЗОВСКАЯ МАТЕМАТИКА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Григорян Л. А., Зверева Л. Г., Халатян К. А.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

Статья посвящена исследованию представлений студентов пятого курса педагогического вуза — будущих учителей математики о знаниях, необходимых для преподавания математики в средней общеобразовательной школе. Рассматривается вопрос, как связаны между собой области профессиональных знаний студентов. На основе комплекса методов педагогического исследования (анализ эссе студентов, анкетирование, беседа) была проведена идентификация 18 видов профессиональных знаний, предложена их классификация по семи группам (знание вузовской математики, содержания школьного курса математики, содержания программы и требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, специализированные знания содержания, горизонтное содержание знания, знание о содержании и учениках, о содержании и преподавании). Составлена структура знаний в форме ориентированного графа. Отмеченные группы знаний распределены в иерархическом порядке: фундаментальные (на которые опираются знания, применяемые в преподавании математики), модификационные (участвующие в преобразовании фундаментальных знаний в операциональные) и операциональные знания (применяемые непосредственно на практике). Выявлено, что в видении студентов вузовские знания в контексте применения их в профессиональной деятельности относятся к модификационным. В фундаментальные знания вошли знание содержания школьного курса математики и знание содержания и учебной программы; в модификационные — помимо знания вузовской математики — специализированные знания содержания и горизонтное содержание знания; в операциональные — знания о содержании школьного курса математики и учениках, знание содержания и преподавания. Результаты исследования показали необходимость повышения роли вузовской математики в видении будущих учителей: вузовская математика должна занимать фундаментальную позицию по отношению к школьной.

Ключевые слова:

вузовская математика, математические дисциплины, методика обучения математике, педагогическая практика, учитель математики, профессиональные знания, фундаментальные знания, модификационные знания, операциональные знания, математические знания, учебная программа

Как цитировать статью:

Халатян К. А., Григорян Л. А., Зверева Л. Г. Вузовская математика в структуре профессиональных знаний будущих учителей математики // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 335—340. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.691.