https://vestnik.volbi.ru/

ЧАТ-БОТ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Данилина Е. К., Клещева Н. А.
Номер журнала: 3(68) Месяц и год выхода: августа 2024
Аннотация:

В статье обсуждаются вопросы педагогического сопровождения процесса формирования метапредметных умений и навыков. Отмечается образовательная значимость решения этой задачи на всех уровнях образования, анализируются подходы к ее решению для системы высшего образования. Определены характерные особенности данного процесса, определяемые необходимостью персонифицированного подхода к его организации, необходимостью обеспечения каналов обратной связи для возможности оперативной поддержки и коррекции процесса формирования метапредметных навыков. Данные особенности определили выбор технологического сопровождения — информационно-коммуникативные технологии, в частности технология чат-бот. Анализируются широкие дидактические функции данного инструментального средства, позволяющие использовать его в качестве виртуального посредника организации индивидуальных каналов взаимодействия и обеспечения процедур оперативной обратной связи для дальнейшей коррекции процесса формирования метапредметных навыков. В статье обосновываются выбор предмета формирования — универсальная компетенция УК-6, сформированность которой определяет владение навыками самоорганизации; выбор платформы-конструктора чат-ботов — конструктор Aimylogic; и выбор типа чат-бота — сценарный. Предлагается модель чат-бота, состоящая из четырех блоков: организационный, теоретический, практический и рефлексивный. Описывается алгоритм взаимодействия студента с ботом, раскрываются конкретные виды педагогической поддержки на каждом этапе взаимодействия с инструментальной моделью. Кратко представлены результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности предлагаемой технологии организации и поддержки процесса формирования навыков самоорганизации — целеполагания, планирования и рефлексии. Предлагается методика оценивания результатов данного процесса, учитывающего уровень сформированности и предметных, и метапредметных навыков. Обсуждаются перспективы использования чат-бот технологии для поддержки процесса формирования и развития более широкого спектра метапредметных навыков.

Ключевые слова:

высшее образование, метапредметные навыки, педагогическая поддержка, самоорганизация, адаптивная самостоятельная деятельность, персонификация обучения, канал обратной связи, информационно-коммуникативные технологии, чат-бот технология, модель чат-бота, процедура оценивания

Как цитировать статью:

Клещева Н. А., Данилина Е. К. Чат-бот технология как информационно-коммуникативный ресурс педагогической поддержки процесса формирования метапредметных навыков // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 340—346. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1039.