PDF: |
|
Автор(ы): |
Абакумова Е. Н., Доронцев А. В., Морозова О. В. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
В статье рассматривается опыт применения средств музыкально-двигательной подготовки в работе со школьниками с ограниченными интеллектуальными возможностями. Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании методики музыкально-двигательной подготовки для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. В рамках исследовательской деятельности установлено, что в качестве наиболее эффективного средства музыкально-двигательной подготовки выступает ритмическая гимнастика. Специфика методики заключается в использовании ведущих ее средств: сюжетно-ролевой (по сюжетам сказок) и игровой (по сюжетам социальной деятельности) направленности, музыкально-двигательных игр; применение, наряду с общепринятыми методами физического воспитания, специальных организационно-методических условий двигательной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, а именно: наличие тьютора, чередование упражнений координационного и аэробного характера, публичное поощрение результатов двигательной деятельности, использование спортивных атрибутов. Для статистической обработки данных использовались количественные переменные, представленные в виде среднего значения и процента прироста результатов, а для оценки различий между двумя выборками использовался автоматический расчет U-критерия Манна—Уитни. В процессе исследования подтверждена эффективность методики музыкально-двигательной подготовки в формировании общей двигательной функциональности, что отражено в достоверном улучшении показателей школьников 9—10 лет с легкой степенью умственной отсталости: двигательных умений, связанных с перемещением тела и ориентацией в пространстве, вестибулярной компетентности, ощущения тела и его границ, основные двигательных умений с мячом. Использование на занятиях музыкально-ритмических игр позволило увеличить моторную плотность занятий за время исследования на 10 %. В заключение делается вывод о том, что средства музыкально-двигательной подготовки позволяют повысить общую двигательную активность, обеспечить прирост жизненно важных двигательных умений и навыков у учащихся изучаемой нозологической группы. |
Ключевые слова: |
умственная отсталость легкой степени, младшие школьники, коррекция двигательной сферы,
дополнительные занятия, музыкально-двигательная подготовка, ритмическая гимнастика, музыкально-двигательные игры, показатели двигательных умений, моторная
функциональность, моторная плотность |
Как цитировать статью: |
Морозова О. В., Доронцев А. В., Абакумова Е. Н. Использование музыкально-двигательной подготовки в школе для детей с нарушением интеллекта // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 328—333. DOI:
10.25683/VOLBI.2024.68.1034. |