PDF: |
|
Автор(ы): |
Ержолова Ж. А., Киселева Т. Г. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
Инклюзивное образование требует, чтобы в любой образовательной организации были созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. для детей с ментальными нарушениями. Сложности в организации образовательного процесса для этой категории детей связаны с тем, что у них существенно отстает речевое развитие, что влияет и на собственно образовательную деятельность, и на повседневное общение в режимных моментах. Сенситивным периодом для развития речи является дошкольный возраст. Именно поэтому в фокусе данного исследования оказались неговорящие дети дошкольного возраста с ментальными нарушениями. В статье представлены результаты двухлетнего формирующего эксперимента, в котором принимали участие дошкольники из Российской Федерации и Республики Казахстан. На первом этапе была проведена диагностика по одним и тем же методикам, направленным на оценку речевого развития. По результатам диагностики и сравнительного анализа удалось выделить факторы, влияющие на речевое развитие, зависящие и не зависящие от национальных языковых особенностей. Далее была разработана и апробирована единая коррекционно-логопедическая программа по активизации речевой деятельности с использованием разнообразных педагогических технологий: информационно-коммуникационных технологий, моделирования, метода пиктограмм, ароматерапии, арт-терапии, хромотерапии. Диагностика, проведенная по окончанию реализации коррекционно-логопедической программы, показала наличие положительной динамики и устойчивых результатов как у российских, так и у казахстанских дошкольников. Полученные результаты позволили сформулировать выводы об эффективности использования в коррекционно-логопедической работе с неговорящими дошкольниками с ментальными нарушениями разнообразных вариативных педагогических технологий. |
Ключевые слова: |
инклюзивное образование, дошкольники с ментальными нарушениями, неговорящие дети, речевая активность, вариативные педагогические технологии,
сенсомоторное развитие, невербальная коммуникация,
метод моделирования, метод пиктограмм, ароматерапия,
арт-терапия, хромотерапия |
Как цитировать статью: |
Киселева Т. Г., Ержолова Ж. А. Использование вариативных педагогических технологий для активизации речевой деятельности у дошкольников с нарушениями интеллекта // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68).
С. 320—327. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1035. |