https://vestnik.volbi.ru/

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ефремова Д. А., Сиренко В. С.
Номер журнала: 3(68) Месяц и год выхода: августа 2024
Аннотация:

В статье раскрываются понятие межкультурной компетенции, ее структура и методы диагностики. Изучаемый термин рассматривается с точки зрения различных авторов (Е. М. Верещагин, Г. В. Елизарова, В. В. Сафонова) и определяется как способность осуществлять общение на международном уровне посредством создания общего для говорящих значения происходящего и достигать эффективной коммуникации. Как отечественные, так и зарубежные исследователи предлагают изучать межкультурную компетенцию как компонент иноязычной коммуникативной компетенции. Основными компонентами межкультурной компетенции являются аффективные знания (эмпатия и толерантность), когнитивные знания (этноцентризм и этнокультурный релятивизм), процессуальные знания (стратегии, применяемые при межкультурных контактах). В статье рассматривается волонтерство как один из активно развивающихся видов деятельности студентов, требующий дополнительного внимания. Авторы рассматривают тест А. Фантини для измерения уровня межкультурной компетенции и определения уровня готовности студентов-волонтеров к работе на международных мероприятиях. Для разработки программы подготовки волонтеров к участию в международных мероприятиях был проведен констатирующий срез в виде опроса, направленного на определение уровня сформированности межкультурной компетенции среди студентов I и II курсов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Для волонтеров-студентов важен высокий уровень межкультурной компетенции для избегания конфликтов, эффективного взаимодействия и достижения поставленных целей. По итогам тестирования на высоком уровне оказались параметры «осведомленность» и «навыки». В дальнейшем на основе результатов опроса была разработана программа подготовки будущих учителей английского языка к служению на международных мероприятиях. Статья вносит вклад в описание различных аспектов межкультурной компетенции и методов их диагностики, формирования как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Ключевые слова:

компетенция, компетентностный подход, межкультурная компетенция, диагностика, международные мероприятия, иноязычная межкультурная компетенция, межкультурная коммуникация, опросник Фантини, преподаватели иностранных языков, изучение иностранных языков, обучение, волонтерство

Как цитировать статью:

Ефремова Д. А., Сиренко В. С. К вопросу о диагностике межкультурной компетенции студентов-волонтеров на международных мероприятиях // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 289—293. DOI: 10.25683/ VOLBI.2024.68.1018.