PDF: |
|
Автор(ы): |
Ванькова В. С., Даниленко С. В., Мартынюк Ю. М. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
В статье рассматривается методика подготовки магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» профилей «Математика» и «Информатика», к применению методов математической статистики для обработки результатов педагогических измерений. Авторами предлагается изучать методы статистической обработки данных пошагово, в соответствии со следующей схемой: рассмотрение общей сути метода и практических примеров его применения из области образования; формулировка различных вариантов гипотез в соответствии с задачей исследования; учет условий и ограничений применения метода в зависимости от типа шкалы, типа выборки, объема выборки, типа статистического метода и др.; выполнение каждого шага алгоритма для реализации выбранного метода с учетом выделенных условий и ограничений решаемой задачи исследования. Реализация предложенной методики рассмотрена в статье на примере изучения t-критерия Стьюдента, имеющего значительное количество ограничений, особенностей и условий, накладываемых на его практическое применение. В данном контексте определено и при рассмотрении методики учтено, что t-критерий Стьюдента применяется для анализа количественных данных, требует нормального распределения (является параметрическим), может быть использован для проверки гипотезы о различии средних значений только для двух групп, может применяться только в том случае, когда дисперсии в обеих группах равны. При этом подчеркивается, что точные выводы о равенстве дисперсий так же, как и о нормальности распределения, невозможно сделать без применения специальных методик. Эффективность предложенной авторами методики подтверждается результатами итоговой аттестации магистрантов по дисциплине «Диагностика образовательных результатов на основе больших данных», в рамках которой изучались методы статистической обработки данных. Оценка результатов деятельности магистрантов показала, что студентами были правильно определены критерии и показатели, необходимые для проведения экспериментальной работы в рамках диссертационного исследования, грамотно сформулированы статистические гипотезы, корректно подобраны соответствующие статистические методы и обработаны результаты педагогических измерений. |
Ключевые слова: |
математическая статистика, педагогическое образование, эксперимент, результаты педагогических измерений, t-критерий Стьюдента, статистическая гипотеза, ограничения, исследование, магистратура,
статистические методы |
Как цитировать статью: |
Даниленко С. В., Мартынюк Ю. М., Ванькова В. С. Методика подготовки магистрантов к применению методов математической статистики для обработки результатов педагогических измерений // Бизнес. Образование.
Право. 2024. № 3(68). С. 411—416. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1042. |