Аннотация: |
В статье анализируется современная проблема подготовки будущих кадров для инновационной экономики страны и значение в этом вопросе обучения школьников изобретательству в дополнительном технологическом образовании. Статья содержит данные об организации изобретательской деятельности школьников в Центре молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «Новатор» г. Липецка, базирующиеся на личностно-ориентированном и деятельностном педагогических подходах, ставших научной основой для выполненных теоретических поисков и проведенного эксперимента; приведен опыт, который показывает необходимость привлечения к данному процессу администраций школ и родителей школьников. Материалы включают описание алгоритма организации изобретательской деятельности, содержащего два последовательных этапа: привлечение школьников к изобретательской деятельности и их обучение изобретательству. Дается описание этапов работы, на первом из которых проводятся мотивационные встречи с родителями и детьми, в чем содействуют администрации школ, привлекаемые для организации собраний. В ходе встреч обе группы (школьники и их родители) получают представление о предлагаемой программе на основе фотои видеоматериалов занятий с ребятами в ЦМИТ «Новатор», а также демонстрационного разбора заданий, с которыми ребята столкнутся при последующем обучении. На втором этапе в сформированных группах реализуется обучение в следующей последовательности: занятия по преодолению психологической инерции — изучение необходимых методов работы — работа по решению технических проблем — оформление охранной документации на защиту интеллектуальной собственности — презентация проекта на конференциях и выставках. Здесь школьники знакомятся с полезной информацией об изобретательстве, осваивают необходимые методы деятельности и выполняют разнообразные задания. Особенностью работы в этот период становится привлечение промышленных предприятий в качестве площадок для выявления технико-технологических проблем, решение которых ляжет в основу инновационных проектов школьников и разработки объектов, обладающих инновационным потенциалом. |
Ключевые слова: |
школьники, родители, дополнительное технологическое образование, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, творческое мышление, техническое творчество, изобретательская деятельность, организация изобретательской деятельности,
изобретательская задача, инновационный проект, патент |