PDF: |
|
Автор(ы): |
Домнина И. Н. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
Учитывая повышение градуса противостояния российской экономики внешним угрозам и значимость обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны, актуализируются вопросы укрепления единства экономического пространства. Возрастает значимость межрегионального взаимодействия и сотрудничества субъектов федерации в рамках мезоуровня управления пространственным развитием, представленного, прежде всего, макрорегионами. Приходится констатировать, что сохраняющаяся неопределенность в отношении статуса макротерриторий в теории и практике пространственного регулирования снижает эффективность региональной политики государства. В российской практике регионального развития разделение пространства на макрорегионы отвечает всем признакам процесса экономического районирования, имеющего первостепенной целью определение территориальных пропорций развития. Такой подход позволяет идентифицировать макрорегион как экономико-географическую категорию и укладывается в концепцию районирования, в которой каждая такая территория выполняет свою специфическую функциональную роль в социально-экономическом развитии страны. Ретроспективная оценка подходов к экономическому районированию показала, что четкая методика маркирования границ макрорегионов и требований к их участникам не разработана. Этим объясняется изменение числа макрорегионов, состава входящих в них административно-территориальных образований, площади территории. Анализ макротерриторий с целью оценки идентичности производственно-хозяйственной специализации субъектов федерации, входящих в их состав, проведенный на примере Южного и Центрального макрорегионов, позволяет сделать вывод о неоднородности базового набора представленных в них отраслей. Рассмотрение макрорегиона как территориально оформленной части народно-хозяйственного комплекса страны дополнено исследованием его места как участника стратегического планирования. Показано, что одной из наиболее сложных проблем является преодоление двойственности субъектов мезоуровня государственного управления, представленных как макрорегионами, так и федеральными округами. Требуется комплекс мер, который позволит преодолеть ситуацию, приводящую к ограниченной функциональности этих территорий в пространственном стратегировании экономики. |
Ключевые слова: |
макрорегион, федеральный округ, экономическое районирование, мезоуровень государственного
управления, пространственное регулирование, отрасли
производственной специализации, стратегия пространственного развития, субъекты федерации, стратегирование, экономическое пространство |
Как цитировать статью: |
Домнина И. Н. Макрорегиональное регулирование экономического пространства: функциональные
задачи и проблемы реализации // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 91—97. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1065. |