https://vestnik.volbi.ru/

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Уманская П. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты формирования компетентност- ной модели профессиональной подготовки современного педагога в условиях трансформации образовательного пространства. Отмечено, что стремительное развитие цифровых технологий, глобализация и внедрение искус- ственного интеллекта требуют пересмотра подходов к профессиональной подготовке педагогических кадров. В исследовании приведен сравнительный анализ различ- ных интерпретаций понятия компетентностной моде- ли, рассмотрены ее узкое и широкое понимания, а также этапы проектирования и внедрения на уровне образова- тельных программ. Компетентностная модель педагога рассматривается как совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его готовность к эффективной деятельности в цифровой образователь- ной среде, а также к реализации индивидуальных образо- вательных траекторий обучающихся. Особое внимание уделено анализу нормативно­правовой базы Российской Федерации, включая федеральные государственные обра- зовательные стандарты и профессиональные стандар- ты, определяющие ключевые компетенции современного педагога. Автор подчеркивает необходимость интегра- ции медиаграмотности, цифровой педагогики, проектно- го подхода и критического мышления в структуру компе- тентностной модели. Отдельно акцентируется значение воспитательного аспекта профессиональной деятельно- сти педагога, направленного на формирование граждан- ской идентичности, патриотизма, духовно­нравственных ценностей и культурной самобытности молодого поко- ления. Освещаются проблемы и перспективы совершен- ствования действующих моделей с учетом требований суверенной системы высшего педагогического образова- ния, формируемой на национальных приоритетах. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к формиро- ванию компетентностной модели педагога, способного эффективно отвечать на вызовы современной образова- тельной среды и способствовать развитию ключевых ком- петенций обучающихся в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики.
Ключевые слова:

компетентностная модель педагога, профессиональные компетенции, образовательная полити- ка, трансформация образования, профессиональная подго- товка педагогов, профессиональный стандарт педагога, образовательные стандарты, цифровизация образования, базовое высшее образование, компетентностный подход

Как цитировать статью:

Уманская П. А. Анализ подходов к определению и реализации компетентностных моделей про- фессиональной подготовки педагогов в системе российского высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 572—578. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1353.