PDF: |
 |
Автор(ы): |
Уманская П. А. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В статье рассмотрены теоретические
и прикладные аспекты формирования компетентност-
ной модели профессиональной подготовки современного
педагога в условиях трансформации образовательного
пространства. Отмечено, что стремительное развитие
цифровых технологий, глобализация и внедрение искус-
ственного интеллекта требуют пересмотра подходов
к профессиональной подготовке педагогических кадров.
В исследовании приведен сравнительный анализ различ-
ных интерпретаций понятия компетентностной моде-
ли, рассмотрены ее узкое и широкое понимания, а также
этапы проектирования и внедрения на уровне образова-
тельных программ. Компетентностная модель педагога
рассматривается как совокупность профессиональных
и личностных качеств, обеспечивающих его готовность
к эффективной деятельности в цифровой образователь-
ной среде, а также к реализации индивидуальных образо-
вательных траекторий обучающихся. Особое внимание
уделено анализу нормативноправовой базы Российской
Федерации, включая федеральные государственные обра-
зовательные стандарты и профессиональные стандар-
ты, определяющие ключевые компетенции современного
педагога. Автор подчеркивает необходимость интегра-
ции медиаграмотности, цифровой педагогики, проектно-
го подхода и критического мышления в структуру компе-
тентностной модели. Отдельно акцентируется значение
воспитательного аспекта профессиональной деятельно-
сти педагога, направленного на формирование граждан-
ской идентичности, патриотизма, духовнонравственных
ценностей и культурной самобытности молодого поко-
ления. Освещаются проблемы и перспективы совершен-
ствования действующих моделей с учетом требований
суверенной системы высшего педагогического образова-
ния, формируемой на национальных приоритетах. Сделан
вывод о необходимости комплексного подхода к формиро-
ванию компетентностной модели педагога, способного
эффективно отвечать на вызовы современной образова-
тельной среды и способствовать развитию ключевых ком-
петенций обучающихся в соответствии с приоритетами
государственной образовательной политики. |
Ключевые слова: |
компетентностная модель педагога,
профессиональные компетенции, образовательная полити-
ка, трансформация образования, профессиональная подго-
товка педагогов, профессиональный стандарт педагога,
образовательные стандарты, цифровизация образования,
базовое высшее образование, компетентностный подход |
Как цитировать статью: |
Уманская П. А. Анализ подходов к определению и реализации компетентностных моделей про-
фессиональной подготовки педагогов в системе российского высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2025.
№ 3(72). С. 572—578. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1353. |