https://vestnik.volbi.ru/

АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ У БУДУЩИХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ АБИТУРИЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ ПРИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ЛИЦЕЕ ПРИ СПБПУ ПЕТРА ВЕЛИКОГО)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ежова Н. В., Снегурова В. И.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: Статья посвящена проблеме анализа сформированности у девятиклассников умения решать задачи с целью выявления актуальных затруднений, мешающих их дальнейшему обучению. Умение решать задачи (не только математические, но и химические, физические, экономические) является ключевым компо- нентом образовательной подготовки. В статье пред- ставлен анализ уровня развития умения решать задачи среди учащихся 9 классов различных школ Санкт­Пе- тербурга, обучавшихся на подготовительных курсах при Естественно­научном лицее при Санкт­Петербург- ском политехническом университете Петра Великого. В исследовании отмечаются когнитивные процессы, вли- яющие на способность учеников анализировать условия задачи, выделять ключевые элементы и выстраивать логическую последовательность действий для ее успеш- ного решения. Цель исследования заключается в выявле- нии типичных трудностей, возникающих у школьников при решении различных математических задач, а также разработке рекомендаций для педагогов по повышению эффективности обучения данному навыку. Указывается на роль мотивации, индивидуальных особенностей вос- приятия материала и опыта самостоятельной деятель- ности учащихся. Методология исследования включает комплексные диагностические мероприятия, такие как тестирование, собеседование и наблюдение за процес- сом решения задач в естественных условиях учебного процесса, предоставляется сравнительный результат анализа работ вступительных испытаний несколь- ких периодов. Результаты исследования показали, что значительная часть девятиклассников испытывает затруднения при решении задач, требующих примене- ния теоретических знаний в нестандартных ситуациях. Наиболее распространенные проблемы: недостаточное понимание условия задачи, неумение выделять ключевые элементы, ошибки в выборе стратегии решения и сла- бое владение алгоритмическими приемами. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости изменения подходов к обучению решению задач, учиты- вая особенности мышления современных подростков и индивидуальные особенности каждого ученика. Ста- тья может представлять интерес для учителей мате- матики, студентов педагогических вузов, а также любых специалистов, заинтересованных в повышении качества образования старшеклассников.
Ключевые слова:

особенности мышления подростка, математика, задача, математическая задача, классифи- кация задач, типы задач, решение задачи, обучение мате- матике, анализ навыка решения, методика преподавания математики

Как цитировать статью:

Снегурова В. И., Ежова Н. В. Анализ сформированности умения решать задачи у будущих старшеклассников (на примере абитуриентов подготовительных курсов при Естественно-научном лицее при СПбПУ Петра Великого) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 379—387. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1346.