PDF: |
 |
Автор(ы): |
Ежова Н. В., Снегурова В. И. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Статья посвящена проблеме анализа
сформированности у девятиклассников умения решать
задачи с целью выявления актуальных затруднений,
мешающих их дальнейшему обучению. Умение решать
задачи (не только математические, но и химические,
физические, экономические) является ключевым компо-
нентом образовательной подготовки. В статье пред-
ставлен анализ уровня развития умения решать задачи
среди учащихся 9 классов различных школ СанктПе-
тербурга, обучавшихся на подготовительных курсах
при Естественнонаучном лицее при СанктПетербург-
ском политехническом университете Петра Великого.
В исследовании отмечаются когнитивные процессы, вли-
яющие на способность учеников анализировать условия
задачи, выделять ключевые элементы и выстраивать
логическую последовательность действий для ее успеш-
ного решения. Цель исследования заключается в выявле-
нии типичных трудностей, возникающих у школьников
при решении различных математических задач, а также
разработке рекомендаций для педагогов по повышению
эффективности обучения данному навыку. Указывается
на роль мотивации, индивидуальных особенностей вос-
приятия материала и опыта самостоятельной деятель-
ности учащихся. Методология исследования включает
комплексные диагностические мероприятия, такие как
тестирование, собеседование и наблюдение за процес-
сом решения задач в естественных условиях учебного
процесса, предоставляется сравнительный результат
анализа работ вступительных испытаний несколь-
ких периодов. Результаты исследования показали, что
значительная часть девятиклассников испытывает
затруднения при решении задач, требующих примене-
ния теоретических знаний в нестандартных ситуациях.
Наиболее распространенные проблемы: недостаточное
понимание условия задачи, неумение выделять ключевые
элементы, ошибки в выборе стратегии решения и сла-
бое владение алгоритмическими приемами. Полученные
результаты позволяют сделать вывод о необходимости
изменения подходов к обучению решению задач, учиты-
вая особенности мышления современных подростков
и индивидуальные особенности каждого ученика. Ста-
тья может представлять интерес для учителей мате-
матики, студентов педагогических вузов, а также
любых специалистов, заинтересованных в повышении
качества образования старшеклассников. |
Ключевые слова: |
особенности мышления подростка,
математика, задача, математическая задача, классифи-
кация задач, типы задач, решение задачи, обучение мате-
матике, анализ навыка решения, методика преподавания
математики |
Как цитировать статью: |
Снегурова В. И., Ежова Н. В. Анализ сформированности умения решать задачи у будущих
старшеклассников (на примере абитуриентов подготовительных курсов при Естественно-научном лицее при СПбПУ
Петра Великого) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 379—387. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1346. |