https://vestnik.volbi.ru/

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ВИЗУАЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Галактионова Т. Г., Крюкова С. С., Пролыгин А. Н., Эйнем К. В.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

Статья посвящена описанию результатов разработки и апробации инновационного инструмента для диагностики познавательного интереса школьников, основанного на визуальных сценариях. Представленная методика базируется на теоретической концепции познавательного интереса Г. И. Щукиной. Диагностика сфокусирована на двух ключевых параметрах познавательного интереса: регулятивном и содержательно­деятельностном. В качестве инструмента авторами предложен специализированный визуализированный опросник, включающий типичные учебные ситуации (настрой на урок, работа с новым материалом, решение трудных задач, участие в обсуждении и т. д.). По каждой ситуации рассматриваются два альтернативных сценария поведения, отражающие разные характеристики познавательного интереса школьников. Отличительной особенностью методики является генерация иллюстраций с помощью искусственного интеллекта (ИИ): Kandinsky, Шедеврум, YandexGPT. Images. Это решение позволило создать уникальный стилистически целостный и эмоционально насыщенный визуальный контент в популярном у подростков жанре комикса. В статье представлены результаты апробации, проводившейся с участием 228 учащихся. В качестве значимых результатов авторы выделяют: практическое подтверждение применимости визуальных сценариев как инструмента диагностики познавательного интереса школьников, повышающего вовлеченность учащихся; эмоциональную привлекательность предлагаемого диагностического инструментария для школьников; универсальность педагогического решения вне зависимости от содержательного контекста учебных предметов; эффективность использования генеративного ИИ для создания педагогически целесообразного, эстетичного и релевантного визуального контента. Анализ выбранных визуальных комикс­сценариев по каждой из семи ситуаций позволил зафиксировать ряд характерных особенностей проявления познавательного интереса подростков. На основании пилотной апробации авторы приходят к выводу, что методика, базирующаяся на визуальных сценариях с ИИ­генерацией, представляет собой эффективный и современный инструмент для диагностики познавательного интереса школьников. Она позволяет получить объективные данные о характере познавательного интереса по выбранным ключевым параметрам, интегрировать диагностику в учебный процесс и предоставляет педагогам ценную информацию для совершенствования образовательного процесса с целью развития познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова:

познавательная деятельность, фак- торы обучения, интерес, познавательный интерес, акти- визация познавательного интереса, диагностика позна- вательного интереса, параметры показателей познава- тельного интереса, регулятивные процессы, визуализация, визуальная коммуникация, визуальные сценарии, генера- тивный искусственный интеллект

Как цитировать статью:

Галактионова Т. Г., Крюкова С. С., Пролыгин А. Н., Эйнем К. В. Диагностика познавательно- го интереса через визуальные сценарии: возможности генеративного искусственного интеллекта // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 294—303. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1363.