PDF: |
 |
Автор(ы): |
Бочарова Ю. Ю. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Качество высшего образования оценивается не только по развитию профессиональных компетенций студентов, но и, что особенно актуально в современной России, по формированию установок на профессиональное развитие, самореализацию в профессии по специальности обучения в вузе. Студенческий контингент представлен двумя направлениями: ориентированными на жизнедеятельность молодежи и на получение профессии. Образовательная среда вуза, особенно педагогическая, включает в себя не только дисциплину, практику, образовательную деятельность, но и самого преподавателя. Исследование посвящено выявлению таких личностных характеристик преподавателей, которые, по мнению студентов, положительно влияют на их профессиональную мотивацию к обучению в вузе и трудоустройству по профессии. Результаты представляют собой качественный анализ данных глубинного интервью со специальной выборкой. В нее вошли участники професси ональных конкурсов, хакатонов, программ лидерского образования. В ходе интервью участники реконструировали мероприятия по подготовке и участию в конкурсах, проектах, обучению в авангардных программах, выделяли личностные смыслы и анализировали роль преподавателейнаставников в утверждении профессиональных установок на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Сравнение текстов интервью в процедуре открытого кодирования позволило выделить следующие характеристики преподавателейнаставников, оказавших, по мнению студентов, положительное влияние на закрепление их профессиональных намерений: высокая работоспособность без внешней мотивации; нацеленность на успех студентов как результат своей деятельности; эмоциональный подъем, оптимизм, проявление удовлетворения от дела и способность видеть в окружении среди педагогов и студентов личностей с пассионарными чертами и вовлекать их в проекты. Результаты избирательного кодирования позволяют соотнести выявленные характеристики с концептом педагогической пассионарности наставника. Обнаружено распространение пассионарных характеристик на учебнопрофессиональные сообщества. |
Ключевые слова: |
пассионарная личность, педагоги-
ческая пассионарность, преподаватель вуза, наставник,
профессиональномотивированная группа студенчества,
будущий педагог, профессиональный конкурс, интервью,
качественный контентанализ, реконструкция опыта,
учебнопрофессиональное сообщество |
Как цитировать статью: |
Бочарова Ю. Ю. Феноменология педагогической пассионарности наставника в университете //
Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 281—286. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1376. |