https://vestnik.volbi.ru/

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАССИОНАРНОСТИ НАСТАВНИКА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бочарова Ю. Ю.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

Качество высшего образования оценивается не только по развитию профессиональных компетенций студентов, но и, что особенно актуально в современной России, по формированию установок на профессиональное развитие, самореализацию в профессии по специальности обучения в вузе. Студенческий контингент представлен двумя направлениями: ориентированными на жизнедеятельность молодежи и на получение профессии. Образовательная среда вуза, особенно педагогическая, включает в себя не только дисциплину, практику, образовательную деятельность, но и самого преподавателя. Исследование посвящено выявлению таких личностных характеристик преподавателей, которые, по мнению студентов, положительно влияют на их профессиональную мотивацию к обучению в вузе и трудоустройству по профессии. Результаты представляют собой качественный анализ данных глубинного интервью со специальной выборкой. В нее вошли участники професси­ ональных конкурсов, хакатонов, программ лидерского образования. В ходе интервью участники реконструировали мероприятия по подготовке и участию в конкурсах, проектах, обучению в авангардных программах, выделяли личностные смыслы и анализировали роль преподавателей­наставников в утверждении профессиональных установок на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Сравнение текстов интервью в процедуре открытого кодирования позволило выделить следующие характеристики преподавателей­наставников, оказавших, по мнению студентов, положительное влияние на закрепление их профессиональных намерений: высокая работоспособность без внешней мотивации; нацеленность на успех студентов как результат своей деятельности; эмоциональный подъем, оптимизм, проявление удовлетворения от дела и способность видеть в окружении среди педагогов и студентов личностей с пассионарными чертами и вовлекать их в проекты. Результаты избирательного кодирования позволяют соотнести выявленные характеристики с концептом педагогической пассионарности наставника. Обнаружено распространение пассионарных характеристик на учебно­профессиональные сообщества.

Ключевые слова:

пассионарная личность, педагоги- ческая пассионарность, преподаватель вуза, наставник, профессионально­мотивированная группа студенчества, будущий педагог, профессиональный конкурс, интервью, качественный контент­анализ, реконструкция опыта, учебно­профессиональное сообщество

Как цитировать статью:

Бочарова Ю. Ю. Феноменология педагогической пассионарности наставника в университете // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 281—286. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1376.