https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ТЕХНИКОВ-СТРОИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Юрьев А. В.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: Статья посвящена анализу внедрения федерального проекта «Профессионалитет» в систе- му среднего профессионального образования на приме- ре подготовки техников­строителей в Тольяттинском политехническом колледже. Актуальность исследова- ния обусловлена устойчивым дефицитом квалифици- рованных кадров в строительной отрасли, связанным с несоответствием традиционных образовательных программ требованиям современного рынка труда. Цель проекта — синхронизация образовательной среды с реальным сектором экономики через создание класте- ров, объединяющих колледжи, предприятия и органы управления. В ходе эксперимента с участием 50 сту- дентов первых курсов специальности 08.02.01 «Строи­ тельство и эксплуатация зданий и сооружений» была апробирована практикоориентированная модель обуче- ния. Констатирующий этап выявил низкий уровень про- фессиональной мотивации (лишь 18 % осознанно выбра- ли специальность), слабые представления о профес­ сии (58 %) и дефицит практических компетенций. В связи с этим на формирующем этапе реализован междисци- плинарный курс (МДК 07.01) по монтажу каркасно­ обшивных конструкций с применением проектно­модуль- ных технологий, реальных производственных заданий, цифровых инструментов, а также тьюторского сопро- вождения для индивидуализации траекторий. Результа- ты показали значительную положительную динамику: доля студентов с осознанной профессиональной моти- вацией выросла до 76 %, 88 % успешно выполнили прак- тические задания на производственном полигоне, у 72 % сформированы навыки командной работы. Подтвержде- на эффективность кластерной модели, где ключе- выми факторами успеха стали обучение на реальных производственных задачах, система наставничества и регулярная профессиональная рефлексия. Исследование доказывает, что деятельностный подход, интеграция образования и производства, а также цифровизация учебного процесса способствуют формированию про- фессиональной идентичности выпускников учреждений среднего профессионального образования, отвечая стра- тегическим целям проекта «Профессионалитет».
Ключевые слова:

профессионалитет, среднее про- фессиональное образование, техник­строитель, профес- сиональная идентичность, кластерная модель, практи- коориентированное обучение, тьюторское сопровожде- ние, деятельностный подход, междисциплинарный курс, производственно­образовательный кластер, цифровиза- ция образования

Как цитировать статью:

Юрьев А. В. Формирование профессиональной идентичности техников-строителей в услови- ях реализации проекта «Профессионалитет» // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 579—584. DOI: 10.25683/ VOLBI.2025.72.1351.