PDF: |
 |
Автор(ы): |
Юрьев А. В. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Статья посвящена анализу внедрения
федерального проекта «Профессионалитет» в систе-
му среднего профессионального образования на приме-
ре подготовки техниковстроителей в Тольяттинском
политехническом колледже. Актуальность исследова-
ния обусловлена устойчивым дефицитом квалифици-
рованных кадров в строительной отрасли, связанным
с несоответствием традиционных образовательных
программ требованиям современного рынка труда.
Цель проекта — синхронизация образовательной среды
с реальным сектором экономики через создание класте-
ров, объединяющих колледжи, предприятия и органы
управления. В ходе эксперимента с участием 50 сту-
дентов первых курсов специальности 08.02.01 «Строи
тельство и эксплуатация зданий и сооружений» была
апробирована практикоориентированная модель обуче-
ния. Констатирующий этап выявил низкий уровень про-
фессиональной мотивации (лишь 18 % осознанно выбра-
ли специальность), слабые представления о профес
сии (58 %) и дефицит практических компетенций. В связи
с этим на формирующем этапе реализован междисци-
плинарный курс (МДК 07.01) по монтажу каркасно
обшивных конструкций с применением проектномодуль-
ных технологий, реальных производственных заданий,
цифровых инструментов, а также тьюторского сопро-
вождения для индивидуализации траекторий. Результа-
ты показали значительную положительную динамику:
доля студентов с осознанной профессиональной моти-
вацией выросла до 76 %, 88 % успешно выполнили прак-
тические задания на производственном полигоне, у 72 %
сформированы навыки командной работы. Подтвержде-
на эффективность кластерной модели, где ключе-
выми факторами успеха стали обучение на реальных
производственных задачах, система наставничества
и регулярная профессиональная рефлексия. Исследование
доказывает, что деятельностный подход, интеграция
образования и производства, а также цифровизация
учебного процесса способствуют формированию про-
фессиональной идентичности выпускников учреждений
среднего профессионального образования, отвечая стра-
тегическим целям проекта «Профессионалитет». |
Ключевые слова: |
профессионалитет, среднее про-
фессиональное образование, техникстроитель, профес-
сиональная идентичность, кластерная модель, практи-
коориентированное обучение, тьюторское сопровожде-
ние, деятельностный подход, междисциплинарный курс,
производственнообразовательный кластер, цифровиза-
ция образования |
Как цитировать статью: |
Юрьев А. В. Формирование профессиональной идентичности техников-строителей в услови-
ях реализации проекта «Профессионалитет» // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 579—584. DOI: 10.25683/
VOLBI.2025.72.1351. |