https://vestnik.volbi.ru/

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Лю Цинь
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: Музыкальное искусство сопровождает жизнь общества на протяжении существования человека как вида и реализует свою сущность через ряд функций, среди которых наиболее важны эстетическая, художе- ственная, обеспечивающая вхождение «всех и каждо- го» в музыкальное искусство и формирование человека, понимающего его ценности и адекватно переживающего заложенные в нем эмоции и чувства, а также социальные функции музыки как средства общения, развития, сигнали- зации, мобилизации, организации и т. д., благодаря кото- рым каждый включается в контекст музыкальной культу- ры. С ХХI в. наука теоретически обобщает и осмысливает некоторые закономерности музыкально­образовательного процесса, раскрывая их с позиции как философии, эсте- тики, так и психологии и педагогики. Развитие музыкаль- но­образовательного процесса происходит в поликультур- ном пространстве, расширяя перечень функций мировой метасистемы музыкального образования. Доминирующие тенденции этого процесса функционируют на современ- ном этапе развития социума в условиях межкультурного взаимодействия, проявляющих себя как внутренние, вли­ яющие на сам музыкально­образовательный процесс: про- никновение инокультурного контекста, обусловливающее внутреннюю трансформацию музыкального образования; потенцирование личного времени субъектов образова- тельного процесса как необходимое условие функциони- рования системы музыкального образования; цементи- рование социального аспекта музыкального образования и предотвращение распада всей метасистемы через укрепление музыкально­коммуникативных связей, так и внешние, изменяющие его на основе внешних факторов: принятие инокультурного опыта, обмен инновационны- ми формами работы, средствами и методами обучения и воспитания; применение интонационного подхода к феномену переживания музыкального искусства и сопе- реживания реалиям окружающей действительности субъ- ектами образования. Анализ позволяет констатировать, что системная трансформация музыкально­образователь- ного процесса осуществляется под влиянием синергетиче- ских законов, которые обеспечивают его самодвижение, а инокультурный контекст выступает в виде флуктуаций, приводящих к точке би/полифуркации, оказывая влияние на дальнейшее развитие системы музыкального образова- ния, находящейся в коэволюции с культурой и обществом.
Ключевые слова:

музыкальное образование, современ- ные тенденции, межкультурное взаимодействие, темпо- ральность, субъектность, функции системы, условия меж- культурного взаимодействия, музыкально­педагогическая коммуникация, потенцирование личного времени, интона- ционный подход

Как цитировать статью:

Лю Цинь. Функционирование музыкального образования в контексте современных тенденций меж- культурного взаимодействия // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 554—561. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1405.