PDF: |
 |
Автор(ы): |
Лю Цинь |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Музыкальное искусство сопровождает
жизнь общества на протяжении существования человека
как вида и реализует свою сущность через ряд функций,
среди которых наиболее важны эстетическая, художе-
ственная, обеспечивающая вхождение «всех и каждо-
го» в музыкальное искусство и формирование человека,
понимающего его ценности и адекватно переживающего
заложенные в нем эмоции и чувства, а также социальные
функции музыки как средства общения, развития, сигнали-
зации, мобилизации, организации и т. д., благодаря кото-
рым каждый включается в контекст музыкальной культу-
ры. С ХХI в. наука теоретически обобщает и осмысливает
некоторые закономерности музыкальнообразовательного
процесса, раскрывая их с позиции как философии, эсте-
тики, так и психологии и педагогики. Развитие музыкаль-
нообразовательного процесса происходит в поликультур-
ном пространстве, расширяя перечень функций мировой
метасистемы музыкального образования. Доминирующие
тенденции этого процесса функционируют на современ-
ном этапе развития социума в условиях межкультурного
взаимодействия, проявляющих себя как внутренние, вли
яющие на сам музыкальнообразовательный процесс: про-
никновение инокультурного контекста, обусловливающее
внутреннюю трансформацию музыкального образования;
потенцирование личного времени субъектов образова-
тельного процесса как необходимое условие функциони-
рования системы музыкального образования; цементи-
рование социального аспекта музыкального образования
и предотвращение распада всей метасистемы через
укрепление музыкальнокоммуникативных связей, так
и внешние, изменяющие его на основе внешних факторов:
принятие инокультурного опыта, обмен инновационны-
ми формами работы, средствами и методами обучения
и воспитания; применение интонационного подхода
к феномену переживания музыкального искусства и сопе-
реживания реалиям окружающей действительности субъ-
ектами образования. Анализ позволяет констатировать,
что системная трансформация музыкальнообразователь-
ного процесса осуществляется под влиянием синергетиче-
ских законов, которые обеспечивают его самодвижение,
а инокультурный контекст выступает в виде флуктуаций,
приводящих к точке би/полифуркации, оказывая влияние
на дальнейшее развитие системы музыкального образова-
ния, находящейся в коэволюции с культурой и обществом. |
Ключевые слова: |
музыкальное образование, современ-
ные тенденции, межкультурное взаимодействие, темпо-
ральность, субъектность, функции системы, условия меж-
культурного взаимодействия, музыкальнопедагогическая
коммуникация, потенцирование личного времени, интона-
ционный подход |
Как цитировать статью: |
Лю Цинь. Функционирование музыкального образования в контексте современных тенденций меж-
культурного взаимодействия // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 554—561. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1405. |