https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Зенцова И. М., Овчинников А. П., Чайникова Г. Р.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации виртуальных лабораторных работ по физике в технических вузах. Данный вид лабораторных работ способствует формированию экспериментальных умений и навыков по физике. С этой целью можно использовать виртуальные лабораторные работы из раздела «Элек- тричество» как безопасный тренажер. На основе анализа научных публикаций отечественных и зарубежных ученых сделан вывод, что недостаточно представлено методи- ческое сопровождение виртуальных лабораторных работ. Авторами инструменты для выполнения виртуальных лабораторных работ по физике распределены на два вида: 1) программное обеспечение; 2) сервисы на сайтах сети «Интернет». Выполнен обзор программного обеспечения для моделирования физических процессов. Определен пере- чень сервисов сети «Интернет», на которых имеются раз- работанные виртуальные лабораторные работы по разделу «Электричество». Методическое сопровождение включает в себя постановку целей, изучение теоретических сведений, работу по инструкции с интерактивной моделью, оцен- ку и самооценку, интеграцию с натурным экспериментом. Разработаны методические рекомендации для проведения виртуальных лабораторных работ на примере работы «Электрическое поле точечных зарядов». Компоненты дан- ной виртуальной лабораторной работы, для которых даны рекомендации: 1) организация работы, 2) краткая теория, 3) инструкция, 4) исследование поля точечного заряда, 5) исследование поля диполя, 6) обработка результатов и оформление отчета, 7) вопросы и задания для самокон- троля. В методических рекомендациях для организации вир- туальных лабораторных работ отмечается использование нейросетей и цифровых платформ для проведения вебина- ров. Статья адресована преподавателям физики и методи- стам высших технических учебных учреждений.
Ключевые слова:

высшее техническое учебное учреждение, методика обучения физике, виртуальные лабораторные работы, сервисы по физике, методиче- ские рекомендации, моделирование физических процессов, элект ричество, конструкторы электрических цепей, интер­ активная модель, электрическое поле точечных зарядов

Как цитировать статью:

Зенцова И. М., Чайникова Г. Р., Овчинников А. П. Методическое сопровождение виртуальных лабораторных работ по электричеству в высших технических учебных учреждениях // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 455—461. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1397.