PDF: |
 |
Автор(ы): |
Глухова Л. В., Сыротюк С. Д. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В статье обосновывается целесообразность использования трансдисциплинарного подхода при исследовании феномена непрерывного образования через систему подготовки кадров высшей квалификации, которая подтверждается проводимой в стране политикой правительства. Актуальность темы исследования рассматривается в статье в двух аспектах. Вопервых, с точки зрения развития педагогической науки и решения практических задач образования, направленных на подготовку кадров новой формации, их саморазвитие и профессионализацию, и, вовторых, с точки зрения фундаментального характера научного исследования, проявляющегося в разработке теоретических основ формирования научнопрофессиональных сообществ, что определяет, в отличие от имеющихся подходов, научную основу для внедрения инноваций в области профессионального образования. Целью публикации является обзор потребностей в формировании трансдисциплинарной компетентности выпускников как базовой составляющей их будущей инновационной и научной деятельности. Методы и методология исследования отражены системным и комплексным подходом в интеграции с компетентностным и трансдисциплинарным подходами. Педагогической основой трансдисциплинарного подхода является проектный и командный методы, активное социальнопсихологическое обучение, технологии наставничества и сопровождения. Проблема исследования состоит в недостаточности методологического обоснования структуры трансдисциплинарной компетентности. По итогам исследования предложена модель формирования трансдисциплинарной компетентности выпускников вуза на примере процесса подготовки кадров высшей квалификации для обеспечения наполнением компетенций научной и инновационной деятельности. Обоснована структура трансдисциплинарной компетентности как совокупности компетенций, обязательных при подготовке научнопедагогических кадров. Предложена модель целевых индикаторов формирования трансдисциплинарной компетентности выпускаемых кадров высшей квалификации в вузе. Приведен пример структуры трансдисциплинарной компетентности в проекции на квалификационную характеристику выпускаемых кадров высшей квалификации. Работа будет интересна всем, кто занимается подготовкой аспирантов для научнопрофессиональных сообществ. |
Ключевые слова: |
трансдисциплинарность, транс-
дисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход
в образовании, трансдисциплинарная компетентность,
инновационная деятельность, цифровая зрелость пре-
подавателяисследователя, цифровые технологии,
интеллектуальная информационнопедагогическая
система, ядро базы знаний, индикаторы ядра базы
знаний |
Как цитировать статью: |
Глухова Л. В., Сыротюк С. Д. Модель формирования трансдисциплинарной компетентности
у выпускников вуза // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 304—313. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1360. |