https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Глухова Л. В., Сыротюк С. Д.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

В статье обосновывается целесообразность использования трансдисциплинарного подхода при исследовании феномена непрерывного образования через систему подготовки кадров высшей квалификации, которая подтверждается проводимой в стране политикой правительства. Актуальность темы исследования рассматривается в статье в двух аспектах. Во­первых, с точки зрения развития педагогической науки и решения практических задач образования, направленных на подготовку кадров новой формации, их саморазвитие и профессионализацию, и, во­вторых, с точки зрения фундаментального характера научного исследования, проявляющегося в разработке теоретических основ формирования научно­профессиональных сообществ, что определяет, в отличие от имеющихся подходов, научную основу для внедрения инноваций в области профессионального образования. Целью публикации является обзор потребностей в формировании трансдисциплинарной компетентности выпускников как базовой составляющей их будущей инновационной и научной деятельности. Методы и методология исследования отражены системным и комплексным подходом в интеграции с компетентностным и трансдисциплинарным подходами. Педагогической основой трансдисциплинарного подхода является проектный и командный методы, активное социально­психологическое обучение, технологии наставничества и сопровождения. Проблема исследования состоит в недостаточности методологического обоснования структуры трансдисциплинарной компетентности. По итогам исследования предложена модель формирования трансдисциплинарной компетентности выпускников вуза на примере процесса подготовки кадров высшей квалификации для обеспечения наполнением компетенций научной и инновационной деятельности. Обоснована структура трансдисциплинарной компетентности как совокупности компетенций, обязательных при подготовке научно­педагогических кадров. Предложена модель целевых индикаторов формирования трансдисциплинарной компетентности выпускаемых кадров высшей квалификации в вузе. Приведен пример структуры трансдисциплинарной компетентности в проекции на квалификационную характеристику выпускаемых кадров высшей квалификации. Работа будет интересна всем, кто занимается подготовкой аспирантов для научно­профессиональных сообществ.

Ключевые слова:

трансдисциплинарность, транс- дисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход в образовании, трансдисциплинарная компетентность, инновационная деятельность, цифровая зрелость пре- подавателя­исследователя, цифровые технологии, интеллектуальная информационно­педагогическая система, ядро базы знаний, индикаторы ядра базы знаний

Как цитировать статью:

Глухова Л. В., Сыротюк С. Д. Модель формирования трансдисциплинарной компетентности у выпускников вуза // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 304—313. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1360.