PDF: |
 |
Автор(ы): |
Воропаева Т. В. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В настоящий момент образовательный про-
цесс переходит на новый технологический уровень. В усло-
виях активного внедрения «сквозных» цифровых технологий
(VR/AR, нейросетей, искусственного интеллекта и др.) в
образовательный процесс, особую значимость приобретает
не только технологическая грамотность педагогов, но и их
комплексная профессиональная готовность к использованию
этих инновационных инструментов. Исследование посвяще-
но анализу ключевого аспекта профессиональной готовно-
сти — мотивационного компонента, который определяет не
только способность, но и устойчивое стремление педагогов
эффективно применять цифровые технологии в педагогиче-
ской деятельности. В статье представлен анализ различ-
ных подходов исследователей к пониманию мотивационной
готовности, дается авторское определение данного фено-
мена, приводятся результаты диагностики будущих педаго-
гов — студентов Курского государственного университета
и Московского государственного педагогического универси-
тета с целью определения уровня сформированности моти-
вационноценностного компонента готовности педагогов
к использованию цифровых образовательных технологий. В
контексте необратимости и нарастающей интенсивности
цифровой трансформации образования данная работа приоб-
ретает особую научную и практическую значимость. Анализ
ответов респондентов показал, что, несмотря на осознание
роли и значимости цифровых технологий, у многих будущих
педагогов преобладает внешняя мотивация, а не внутренняя
заинтересованность. Особую актуальность исследованию
придает выявленная диспропорция между технологическими
возможностями цифровой образовательной среды и реаль-
ным уровнем мотивационной готовности будущих педагогов к
их эффективному использованию. Автором предложена тре-
хуровневая модель мотивационной готовности, позволяющая
дифференцировать подходы в подготовке педагогов к цифро-
визации. Полученные результаты имеют большое значение
для совершенствования системы подготовки кадров в усло-
виях продолжающейся цифровой трансформации, предлагая
научные подходы к формированию мотивационной готовно-
сти будущих педагогов. Автором предложены конкретные
механизмы формирования цифровой компетентности буду-
щих педагогов с учетом выявленных закономерностей моти-
вационного развития в условиях цифровой трансформации
образования. Особое внимание уделено разработке практи-
коориентированной модели формирования мотивации. |
Ключевые слова: |
педагогическая деятельность, про-
фессиональная готовность, мотивационная готовность,
цифровая трансформация, цифровые образовательные
технологии, мотивационноценностный компонент, про-
фессиональная деятельность, внешняя мотивация, вну-
тренняя мотивация, психологопедагогические барьеры |
Как цитировать статью: |
Воропаева Т. В. Мотивационная готовность педагогов к использованию цифровых образова-
тельных технологий в профессиональной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 537—542.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1341. |