https://vestnik.volbi.ru/

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Воропаева Т. В.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В настоящий момент образовательный про- цесс переходит на новый технологический уровень. В усло- виях активного внедрения «сквозных» цифровых технологий (VR/AR, нейросетей, искусственного интеллекта и др.) в образовательный процесс, особую значимость приобретает не только технологическая грамотность педагогов, но и их комплексная профессиональная готовность к использованию этих инновационных инструментов. Исследование посвяще- но анализу ключевого аспекта профессиональной готовно- сти — мотивационного компонента, который определяет не только способность, но и устойчивое стремление педагогов эффективно применять цифровые технологии в педагогиче- ской деятельности. В статье представлен анализ различ- ных подходов исследователей к пониманию мотивационной готовности, дается авторское определение данного фено- мена, приводятся результаты диагностики будущих педаго- гов — студентов Курского государственного университета и Московского государственного педагогического универси- тета с целью определения уровня сформированности моти- вационно­ценностного компонента готовности педагогов к использованию цифровых образовательных технологий. В контексте необратимости и нарастающей интенсивности цифровой трансформации образования данная работа приоб- ретает особую научную и практическую значимость. Анализ ответов респондентов показал, что, несмотря на осознание роли и значимости цифровых технологий, у многих будущих педагогов преобладает внешняя мотивация, а не внутренняя заинтересованность. Особую актуальность исследованию придает выявленная диспропорция между технологическими возможностями цифровой образовательной среды и реаль- ным уровнем мотивационной готовности будущих педагогов к их эффективному использованию. Автором предложена тре- хуровневая модель мотивационной готовности, позволяющая дифференцировать подходы в подготовке педагогов к цифро- визации. Полученные результаты имеют большое значение для совершенствования системы подготовки кадров в усло- виях продолжающейся цифровой трансформации, предлагая научные подходы к формированию мотивационной готовно- сти будущих педагогов. Автором предложены конкретные механизмы формирования цифровой компетентности буду- щих педагогов с учетом выявленных закономерностей моти- вационного развития в условиях цифровой трансформации образования. Особое внимание уделено разработке практи- ко­ориентированной модели формирования мотивации.
Ключевые слова:

педагогическая деятельность, про- фессиональная готовность, мотивационная готовность, цифровая трансформация, цифровые образовательные технологии, мотивационно­ценностный компонент, про- фессиональная деятельность, внешняя мотивация, вну- тренняя мотивация, психолого­педагогические барьеры

Как цитировать статью:

Воропаева Т. В. Мотивационная готовность педагогов к использованию цифровых образова- тельных технологий в профессиональной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 537—542. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1341.