PDF: |
 |
Автор(ы): |
Емельянова И. Д., Федюшина У. И. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Статья посвящена исследованию эффек-
тивности организации профориентационной работы среди
подростков с нарушениями слуха. В работе рассматривают-
ся современные подходы к профессиональному ориентирова-
нию данной категории подростков, а также анализируются
методы и инструменты, используемые для повышения их про-
фессиональной компетентности и социальной адаптации.
Обозначены основные социальнопсихологические проблемы
подростков с нарушениями слуха: речевая недостаточность,
завышенная или заниженная самооценка, неуверенность, неу-
мение сделать выбор, дефицит знаний о профессиях, слабая
мотивация на реализацию собственных замыслов и др.
Авторы проводят оценку существующих программ
и практик, выявляют их сильные и слабые стороны,
а также предлагают рекомендации по оптимизации про-
фориентационной деятельности с учетом особенностей
психофизического развития подростков с нарушениями
слуха. В статье представлены результаты эмпирического
исследования, включающего опросы, интервью и наблюде-
ния, что позволяет сделать выводы о степени эффектив-
ности реализуемых мероприятий. В исследование включен
анализ работы с родителями (законными представите
лями) детей данной категории, что позволяет полноценно
оценить эффективность профориентационной работы
с разных сторон, т. к. она включает компоненты, направ-
ленные на развитие познавательных интересов, расшире-
нии знаний о профессиях, возможностях достижения тех
или иных профессиональных целей.
Цель работы — расширение возможностей профес-
сионального самоопределения и адаптации в современном
обществе подростков с нарушениями слуха путем более
качественной и расширенной профориентационной рабо-
ты. Данные, которые были получены в процессе работы,
станут ценными ресурсами для педагогов психологопеда-
гогического сопровождения, позволяющие создать эффек-
тивные стратегии и поддерживающие программы. |
Ключевые слова: |
профориентационная работа, нару-
шения слуха, подростки с нарушениями слуха, образова-
тельная организация, трудовая деятельность, професси-
ональное самоопределение, адаптация, профессиональные
интересы, личность, учебный процесс, социальная актив-
ность, образовательное учреждение |
Как цитировать статью: |
Емельянова И. Д., Федюшина У. И. Оценка эффективности организации профориентацион-
ной работы педагогов с подростками с нарушениями слуха // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 441—446.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1377. |