https://vestnik.volbi.ru/

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С ПОДРОСТКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Емельянова И. Д., Федюшина У. И.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: Статья посвящена исследованию эффек- тивности организации профориентационной работы среди подростков с нарушениями слуха. В работе рассматривают- ся современные подходы к профессиональному ориентирова- нию данной категории подростков, а также анализируются методы и инструменты, используемые для повышения их про- фессиональной компетентности и социальной адаптации. Обозначены основные социально­психологические проблемы подростков с нарушениями слуха: речевая недостаточность, завышенная или заниженная самооценка, неуверенность, неу- мение сделать выбор, дефицит знаний о профессиях, слабая мотивация на реализацию собственных замыслов и др. Авторы проводят оценку существующих программ и практик, выявляют их сильные и слабые стороны, а также предлагают рекомендации по оптимизации про- фориентационной деятельности с учетом особенностей психофизического развития подростков с нарушениями слуха. В статье представлены результаты эмпирического исследования, включающего опросы, интервью и наблюде- ния, что позволяет сделать выводы о степени эффектив- ности реализуемых мероприятий. В исследование включен анализ работы с родителями (законными представите­ лями) детей данной категории, что позволяет полноценно оценить эффективность профориентационной работы с разных сторон, т. к. она включает компоненты, направ- ленные на развитие познавательных интересов, расшире- нии знаний о профессиях, возможностях достижения тех или иных профессиональных целей. Цель работы — расширение возможностей профес- сионального самоопределения и адаптации в современном обществе подростков с нарушениями слуха путем более качественной и расширенной профориентационной рабо- ты. Данные, которые были получены в процессе работы, станут ценными ресурсами для педагогов психолого­педа- гогического сопровождения, позволяющие создать эффек- тивные стратегии и поддерживающие программы.
Ключевые слова:

профориентационная работа, нару- шения слуха, подростки с нарушениями слуха, образова- тельная организация, трудовая деятельность, професси- ональное самоопределение, адаптация, профессиональные интересы, личность, учебный процесс, социальная актив- ность, образовательное учреждение

Как цитировать статью:

Емельянова И. Д., Федюшина У. И. Оценка эффективности организации профориентацион- ной работы педагогов с подростками с нарушениями слуха // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 441—446. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1377.