PDF: |
 |
Автор(ы): |
Захарова В. А. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В статье представлены результаты иссле-
дования проблемы подготовки студентов педагогического
вуза к формированию функциональной грамотности уче-
ников начальной школы. Функциональная грамотность —
новый образовательный результат начального общего
образования, введенный в федеральный государственный
образовательный стандарт в 2021 г. Появление нового
образовательного результата вызывает необходимость
подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Науч-
ное осмысление проблемы подготовки будущих учителей
начальной школы к формированию функциональной грамот-
ности младших школьников начинается с определения мето-
дологических подходов. Исследование выполнено в фокусе
компетентностного подхода. Компетентностный подход
используется в различных современных научных дисципли-
нах: экономических, психологических, педагогических. Отме-
чено отсутствие единообразия в понимании термина «под-
ход» в научных источниках, выделены точки зрения ученых,
рассматривающих компетентностный подход как подход
к исследованию научной проблемы или как подход к практи-
ческой деятельности. Исследование выполнено как междис-
циплинарное на основе осмысления понятийнотерминоло-
гического аппарата разных научных дисциплин. В методо-
логии кроссдисциплинарного исследования рассмотрены
различные трактовки сущностных характеристик понятия
«компетентность», «компетенция», которые используют-
ся в общей и профессиональной педагогике с обобщением
и систематизацией на уровне общей педагогики. Зафикси-
рованы широкая и узкая трактовки понятия «компетент-
ностный подход»: термин в широком значении используется
в общей педагогике применительно к интеграции лично-
сти в общество, в узком значении — в профессиональной
педагогике применительно к освоению человеком способов
профессиональной деятельности. Установлено соответ-
ствие уровня образовательных результатов (элементарная
и функциональная грамотность и профессиональная ком-
петентность) с типами решаемых задач и формированием
разных типов компетенций. |
Ключевые слова: |
педагогическое образование, общее
образование, начальное общее образование, компе-
тентностный подход, компетентность, компетенция,
функциональная грамотность, образовательный резуль-
тат, методологические подходы, общая педагогика, педа-
гогика школы, профессиональная педагогика |
Как цитировать статью: |
Захарова В. А. Подготовка студентов педагогического вуза к формированию функциональной гра-
мотности учеников начальной школы: интерпретация компетентностного подхода // Бизнес. Образование. Право. 2025.
№ 3(72). С. 447—454. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1365. |