https://vestnik.volbi.ru/

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Захарова В. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье представлены результаты иссле- дования проблемы подготовки студентов педагогического вуза к формированию функциональной грамотности уче- ников начальной школы. Функциональная грамотность — новый образовательный результат начального общего образования, введенный в федеральный государственный образовательный стандарт в 2021 г. Появление нового образовательного результата вызывает необходимость подготовки будущих учителей в педагогическом вузе. Науч- ное осмысление проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к формированию функциональной грамот- ности младших школьников начинается с определения мето- дологических подходов. Исследование выполнено в фокусе компетентностного подхода. Компетентностный подход используется в различных современных научных дисципли- нах: экономических, психологических, педагогических. Отме- чено отсутствие единообразия в понимании термина «под- ход» в научных источниках, выделены точки зрения ученых, рассматривающих компетентностный подход как подход к исследованию научной проблемы или как подход к практи- ческой деятельности. Исследование выполнено как междис- циплинарное на основе осмысления понятийно­терминоло- гического аппарата разных научных дисциплин. В методо- логии кросс­дисциплинарного исследования рассмотрены различные трактовки сущностных характеристик понятия «компетентность», «компетенция», которые используют- ся в общей и профессиональной педагогике с обобщением и систематизацией на уровне общей педагогики. Зафикси- рованы широкая и узкая трактовки понятия «компетент- ностный подход»: термин в широком значении используется в общей педагогике применительно к интеграции лично- сти в общество, в узком значении — в профессиональной педагогике применительно к освоению человеком способов профессиональной деятельности. Установлено соответ- ствие уровня образовательных результатов (элементарная и функциональная грамотность и профессиональная ком- петентность) с типами решаемых задач и формированием разных типов компетенций.
Ключевые слова:

педагогическое образование, общее образование, начальное общее образование, компе- тентностный подход, компетентность, компетенция, функциональная грамотность, образовательный резуль- тат, методологические подходы, общая педагогика, педа- гогика школы, профессиональная педагогика

Как цитировать статью:

Захарова В. А. Подготовка студентов педагогического вуза к формированию функциональной гра- мотности учеников начальной школы: интерпретация компетентностного подхода // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 447—454. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1365.