https://vestnik.volbi.ru/

РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Ижикеева Е. А., Корзун О. О.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития компенсаторной компетенции у школьников в процессе обучения англоязычному говорению, что обу- словлено необходимостью преодоления возможных языко- вых трудностей в процессе межкультурной коммуникации. Акцент делается на одном из ключевых компенсаторных умений — использовать средства синонимии в процессе устного общения, — т. к. благодаря употреблению синони- мов устная речь становится более разнообразной, красоч- ной и эмоционально насыщенной, что способствует более эффективному взаимодействию с аудиторией, речевым партнером. В исследовании проанализированы современ- ные методические подходы к понятию «компенсаторная компетенция», содержание учебно­методического ком- плекса «Spotlight» для 5—9 классов, а также рассмотре- ны требования к устной части ОГЭ по английскому языку. Выявлено, что существующие учебные пособия недоста- точно способствуют формированию умения использовать синонимы в устной речи, в связи с чем была разработана технология поэтапного формирования умений употре- бления синонимов: от знакомства с синонимичным рядом до активного применения в устной речи. В статье описаны этапы и подэтапы технологии, каждый из которых сопро- вождается конкретными примерами заданий и упражне- ний, которые позволяют учащимся не только расширить активный словарный запас, но и развивать навыки спон- танного говорения. Практическая значимость данного исследования заключается в разработке заданий и упраж- нений, которые дополняют существующие учебно­мето- дические комплексы. Результаты проведенного исследова- ния могут быть использованы преподавателями английско- го языка для повышения эффективности обучения устной речи, формирования ключевых компонентов иноязычной коммуникативной компетенции школьников, а также для успешной подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ по английскому языку.
Ключевые слова:

активный словарный запас, англо­ язычное говорение, компенсаторная компетенция, компен- саторные умения, иноязычное образование, иноязычная коммуникативная компетенция, межкультурное общение, основной государственный экзамен / ОГЭ, синонимичные средства, синонимичный ряд

Как цитировать статью:

Корзун О. О., Ижикеева Е. А. Развитие компенсаторной компетенции школьников при обучении англоязычному говорению // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 474—482. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1364.