https://vestnik.volbi.ru/

РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДВУЗЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Куцеева Е. Л.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: Представленное в статье исследование направлено на поиск путей оптимизации процесса форми- рования психологической компетентности будущих педаго- гов с целью разработать, описать и апробировать содер- жательные и организационные аспекты рефлексивной практики обучающихся в процессе усвоения психологиче- ских знаний в педвузе. Методология исследования основана на концептуальных положениях философских и психоло- го­педагогических теорий изучения рефлексии как феноме- на сознания и мышления. В работе применялся комплекс те оретических и эмпирических методов (опрос, наблюдение, контент­анализ). Научная новизна исследования заключа- ется в разработке научно­методических основ организации рефлексивной практики обучающихся в процессе усвоения психологических знаний и конкретизации принципиальных положений рефлексивно­деятельностного подхода в препо- давании общей психологии в педвузе. В исследовании описа- ны и проанализированы особенности организации рефлек- сивной деятельности в психологической подготовке буду- щих педагогов. Определены объектные и содержательные характеристики индивидуальной и коллективной рефлексии студентов, отраженные в когнитивной, мотивационно­ потребностной, эмоционально­чувственной, деятельност- ной и коммуникативной сферах. Выявлены эффективные рефлексивные технологии, обеспечивающие качественное усвоение психологических знаний и оптимальную личност- ную вовлеченность обучающихся в процесс формирования психологической компетентности: рефлексивные эссе, аутодиагностика профессионально значимых качеств и др. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использова- ны в практике преподавания психологии в системе высшего педагогического образования в аспекте совершенствова- ния рефлексивно­деятельностного подхода в формирова- нии психологической компетентности будущих педагогов. Перспективные направления дальнейшей работы заклю- чаются в изучении роли и возможностей рефлексивно­ деятельностного подхода в усилении эмоционально­ ценностного подтекста в преподавании психологии и фор- мировании личностных смыслов педагогической профессио- нализации, в разработке и модификации рефлексивных тех- нологий в развитии креативности и творческого рефлексив- но­аналитического мышления будущих педагогов.
Ключевые слова:

психологизация, общая психология, психологическая компетентность, самосознание, рефлек- сивно­деятельностный подход, рефлексивная образова- тельная среда, рефлексивная деятельность обучающихся, рефлексивные технологии, эссе, аутодиагностика

Как цитировать статью:

Куцеева Е. Л. Рефлексивно-деятельностный подход в преподавании психологии в педвузе // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 489—495. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1375.