PDF: |
 |
Автор(ы): |
Куцеева Е. Л. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Представленное в статье исследование
направлено на поиск путей оптимизации процесса форми-
рования психологической компетентности будущих педаго-
гов с целью разработать, описать и апробировать содер-
жательные и организационные аспекты рефлексивной
практики обучающихся в процессе усвоения психологиче-
ских знаний в педвузе. Методология исследования основана
на концептуальных положениях философских и психоло-
гопедагогических теорий изучения рефлексии как феноме-
на сознания и мышления. В работе применялся комплекс
те оретических и эмпирических методов (опрос, наблюдение,
контентанализ). Научная новизна исследования заключа-
ется в разработке научнометодических основ организации
рефлексивной практики обучающихся в процессе усвоения
психологических знаний и конкретизации принципиальных
положений рефлексивнодеятельностного подхода в препо-
давании общей психологии в педвузе. В исследовании описа-
ны и проанализированы особенности организации рефлек-
сивной деятельности в психологической подготовке буду-
щих педагогов. Определены объектные и содержательные
характеристики индивидуальной и коллективной рефлексии
студентов, отраженные в когнитивной, мотивационно
потребностной, эмоциональночувственной, деятельност-
ной и коммуникативной сферах. Выявлены эффективные
рефлексивные технологии, обеспечивающие качественное
усвоение психологических знаний и оптимальную личност-
ную вовлеченность обучающихся в процесс формирования
психологической компетентности: рефлексивные эссе,
аутодиагностика профессионально значимых качеств и др.
Практическая значимость исследования заключается
в том, что полученные результаты могут быть использова-
ны в практике преподавания психологии в системе высшего
педагогического образования в аспекте совершенствова-
ния рефлексивнодеятельностного подхода в формирова-
нии психологической компетентности будущих педагогов.
Перспективные направления дальнейшей работы заклю-
чаются в изучении роли и возможностей рефлексивно
деятельностного подхода в усилении эмоционально
ценностного подтекста в преподавании психологии и фор-
мировании личностных смыслов педагогической профессио-
нализации, в разработке и модификации рефлексивных тех-
нологий в развитии креативности и творческого рефлексив-
ноаналитического мышления будущих педагогов. |
Ключевые слова: |
психологизация, общая психология,
психологическая компетентность, самосознание, рефлек-
сивнодеятельностный подход, рефлексивная образова-
тельная среда, рефлексивная деятельность обучающихся,
рефлексивные технологии, эссе, аутодиагностика |
Как цитировать статью: |
Куцеева Е. Л. Рефлексивно-деятельностный подход в преподавании психологии в педвузе //
Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 489—495. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1375. |