https://vestnik.volbi.ru/

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ФИЛОЛОГОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Хайруллина А. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В условиях стремительной цифровиза- ции всех сфер общественной жизни система высшего образования переживает кардинальные трансфор- мации, затрагивающие не только содержательные, но и процессуальные аспекты подготовки будущих специалистов. Данное исследование посвящено ком- плексному анализу роли цифровых технологий в опти- мизации воспитательной работы высшего учебного заведения и их влияния на формирование профессио- нально значимых личностных качеств будущих педаго- гов­филологов. Методологическую основу составляет комплексный междисциплинарный подход, интегриру- ющий системно­деятельностный, личностно­ориен- тированный и компетентностный подходы к изучению процессов цифровизации воспитательной системы вуза. Особое внимание уделяется специфике применения циф- ровых инструментов в контексте профессиональной подготовки педагогов филологического профиля, чья деятельность требует высокого уровня развития ком- муникативных способностей, культурной компетент- ности и творческого мышления. Исследование выявляет значительный потенциал цифровых технологий в разви- тии аналитических способностей, креативного мышле- ния и навыков коллективной деятельности через орга- низацию проектной работы, виртуальные экскурсии и геймификацию образовательного процесса. Анализиру- ются возможности мультимедийных проектов для фор- мирования медиаграмотности и визуализации инфор- мации, роль интерактивных платформ в развитии коммуникативных компетенций и лидерских качеств. Одновременно выявлены существенные ограничения внедрения цифровых решений, включая недостаточную технологическую компетентность преподавателей, проблемы материально­технического оснащения и риски информационной перегрузки. Результаты исследования подтверждают необходимость системного подхода к интеграции цифровых технологий в воспитательный процесс с обязательным сохранением баланса между инновационными и традиционными формами педагоги- ческого взаимодействия для обеспечения эмоциональной включенности и продуктивного межличностного обще- ния участников образовательного процесса.
Ключевые слова:

цифровые технологии, воспита- тельная работа, высшее образование, педагоги­филологи, профессиональные качества, образовательный процесс, цифровизация, личностное развитие, коммуникативные компетенции, инновационные методы, интерактивная платформа

Как цитировать статью:

Хайруллина А. А. Роль цифровых технологий в оптимизации воспитательной работы в вузе и фор- мировании личностных качеств будущих педагогов-филологов // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 515—521. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1411.