https://vestnik.volbi.ru/

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ ХХI в.

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Донина О. И., Кузнецов А. В., Чернова Ю. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье на основе комплексного обзора результатов исследования современных тенденций дина- мики профессиональной этики педагога в условиях гло- бальных вызовов ХХI в. проводится анализ существующих проблем развития цивилизационного суверенитета и эти- ческих позиций преподавателей и обучаемых в современном отечественном образовании. К основным тенденциям динамики профессиональной этики отнесены: возникновение этической угрозы, заклю- чающейся в стратегии радикальной индивидуализации, блокирующей обучаемых от отечественных культурных традиций, семьи, государства и социальной ответствен- ности вследствие интеграции отечественного образо- вания в западноевропейскую образовательную систему; духовно­нравственный кризис, порожденный глобализа- цией и обострившийся в молодежной среде; динамика нравственного императива, выражающегося в замене интересов общества интересами личности; ослабление роли педагогической этики в системах научного знания и профессиональной практики; переформатирование соци- альной среды технонауки (цифровизация, внедрение искус- ственного интеллекта), создающей условия для изменений в методологии научной деятельности и в системе образо- вания; утрата морально­нравственных ценностей, веду- щая к созданию псевдоценностей в результате внедрения различных медиаструктур и сети «Интернет» в образова- тельный процесс; недостаточный уровень культуры соци- альных отношений и общества в целом. Обозначены следующие проблемы развития педагогиче- ской этики в современных образовательных системах, раз- решение которых будет способствовать формированию этического сознания педагогов и обучаемых: необходимость учета отличий и кодов российской и западноевропейской цивилизаций при построении образовательного простран- ства отечественного образования; развитие цивилизаци- онного суверенитета и этической позиции в культурном пространстве современного образования; совершенство- вание этических норм поведения в обучении и воспитании в условиях глобальных вызовов XXI в.; недостаточное этико­ педагогическое обеспечение культурологического содержании педагогического образования; сложности реализации этиче- ских аспектов в условиях внедрения цифровизации и искус- ственного интеллекта в образовательные системы; повы- шение значимости этической компетентности в структуре общей профессиональной компетентности педагога.
Ключевые слова:

глобализация, цивилизационный код, эти- ческие угрозы, духовно­нравственный кризис, нравственные ценности, социальная среда технонауки, духовность, культура социальных отношений, цифровизация, искусственный интел- лект, этические нормы поведения, этическая компетентность

Как цитировать статью:

Кузнецов А. В., Чернова Ю. А., Донина О. И. Современные тенденции и проблемы развития профессиональной этики педагога в условиях глобальных вызовов ХХI в. // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 333—342. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1356.