PDF: |
 |
Автор(ы): |
Донина О. И., Кузнецов А. В., Чернова Ю. А. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В статье на основе комплексного обзора
результатов исследования современных тенденций дина-
мики профессиональной этики педагога в условиях гло-
бальных вызовов ХХI в. проводится анализ существующих
проблем развития цивилизационного суверенитета и эти-
ческих позиций преподавателей и обучаемых в современном
отечественном образовании.
К основным тенденциям динамики профессиональной
этики отнесены: возникновение этической угрозы, заклю-
чающейся в стратегии радикальной индивидуализации,
блокирующей обучаемых от отечественных культурных
традиций, семьи, государства и социальной ответствен-
ности вследствие интеграции отечественного образо-
вания в западноевропейскую образовательную систему;
духовнонравственный кризис, порожденный глобализа-
цией и обострившийся в молодежной среде; динамика
нравственного императива, выражающегося в замене
интересов общества интересами личности; ослабление
роли педагогической этики в системах научного знания
и профессиональной практики; переформатирование соци-
альной среды технонауки (цифровизация, внедрение искус-
ственного интеллекта), создающей условия для изменений
в методологии научной деятельности и в системе образо-
вания; утрата моральнонравственных ценностей, веду-
щая к созданию псевдоценностей в результате внедрения
различных медиаструктур и сети «Интернет» в образова-
тельный процесс; недостаточный уровень культуры соци-
альных отношений и общества в целом.
Обозначены следующие проблемы развития педагогиче-
ской этики в современных образовательных системах, раз-
решение которых будет способствовать формированию
этического сознания педагогов и обучаемых: необходимость
учета отличий и кодов российской и западноевропейской
цивилизаций при построении образовательного простран-
ства отечественного образования; развитие цивилизаци-
онного суверенитета и этической позиции в культурном
пространстве современного образования; совершенство-
вание этических норм поведения в обучении и воспитании
в условиях глобальных вызовов XXI в.; недостаточное этико
педагогическое обеспечение культурологического содержании
педагогического образования; сложности реализации этиче-
ских аспектов в условиях внедрения цифровизации и искус-
ственного интеллекта в образовательные системы; повы-
шение значимости этической компетентности в структуре
общей профессиональной компетентности педагога. |
Ключевые слова: |
глобализация, цивилизационный код, эти-
ческие угрозы, духовнонравственный кризис, нравственные
ценности, социальная среда технонауки, духовность, культура
социальных отношений, цифровизация, искусственный интел-
лект, этические нормы поведения, этическая компетентность |
Как цитировать статью: |
Кузнецов А. В., Чернова Ю. А., Донина О. И. Современные тенденции и проблемы развития
профессиональной этики педагога в условиях глобальных вызовов ХХI в. // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72).
С. 333—342. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1356. |