https://vestnik.volbi.ru/

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ EUROPASS TEACHER ACADEMY)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Герасенкова К. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье представлен комплексный анализ современных тенденций в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы на основе исследования обра- зовательных программ международного портала Europass Teacher Academy. В условиях цифровой трансформации обра- зования особую актуальность приобретает вопрос профес- сионального развития преподавательского состава, что стало предметом данного исследования. Методология иссле- дования основана на анализе содержания 142 образователь- ных программ, позволившем выявить ключевые направления современного дополнительного профессионального образова- ния. Результаты анализа демонстрируют явное доминирова- ние цифрового направления, при этом особый интерес пред- ставляет блок по искусственному интеллекту в образовании, включающий курсы по работе с ChatGPT, созданию образо- вательного контента на основе искусственного интеллекта и разработке индивидуальных стратегий обучения. Значи- тельное внимание в программах уделяется инновационным педагогическим методикам, включая геймификацию, перевер- нутый класс и проектное обучение. Автор выделяет три важ- нейших аспекта современных программ повышения квалифи- кации: технологический (освоение цифровых инструментов), методический (современные подходы к преподаванию) и пси- холого­педагогический (управление классом, эмоциональный интеллект, профилактика профессионального выгорания). Особый интерес представляют выявленные междисципли- нарные связи между различными направлениями, в частности интеграция принципов устойчивого развития с цифровыми технологиями и педагогическими инновациями. Также проа- нализировано формирование «мягких навыков» преподавате- лей через программы развития креативности, критического мышления и коммуникативных навыков. Полученные резуль- таты имеют практическую значимость для разработчиков программ дополнительного профессионального образования, руководителей университетов и преподавателей, позволяя оптимизировать систему повышения квалификации в соот- ветствии с глобальными трендами развития высшей школы.
Ключевые слова:

высшее образование, повышение квалификации, преподаватель, университет, педагогиче- ские инновации, профессиональное развитие преподавате- лей, глобальные вызовы, непрерывное образование, персо- нификация, индивидуализация

Как цитировать статью:

Герасенкова К. А. Современные тенденции в повышении квалификации преподавателей высшей школы: структура и содержание программ (на примере Europass Teacher Academy) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 543—547. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1399.