PDF: |
 |
Автор(ы): |
Герасенкова К. А. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
В статье представлен комплексный анализ
современных тенденций в системе повышения квалификации
преподавателей высшей школы на основе исследования обра-
зовательных программ международного портала Europass
Teacher Academy. В условиях цифровой трансформации обра-
зования особую актуальность приобретает вопрос профес-
сионального развития преподавательского состава, что
стало предметом данного исследования. Методология иссле-
дования основана на анализе содержания 142 образователь-
ных программ, позволившем выявить ключевые направления
современного дополнительного профессионального образова-
ния. Результаты анализа демонстрируют явное доминирова-
ние цифрового направления, при этом особый интерес пред-
ставляет блок по искусственному интеллекту в образовании,
включающий курсы по работе с ChatGPT, созданию образо-
вательного контента на основе искусственного интеллекта
и разработке индивидуальных стратегий обучения. Значи-
тельное внимание в программах уделяется инновационным
педагогическим методикам, включая геймификацию, перевер-
нутый класс и проектное обучение. Автор выделяет три важ-
нейших аспекта современных программ повышения квалифи-
кации: технологический (освоение цифровых инструментов),
методический (современные подходы к преподаванию) и пси-
хологопедагогический (управление классом, эмоциональный
интеллект, профилактика профессионального выгорания).
Особый интерес представляют выявленные междисципли-
нарные связи между различными направлениями, в частности
интеграция принципов устойчивого развития с цифровыми
технологиями и педагогическими инновациями. Также проа-
нализировано формирование «мягких навыков» преподавате-
лей через программы развития креативности, критического
мышления и коммуникативных навыков. Полученные резуль-
таты имеют практическую значимость для разработчиков
программ дополнительного профессионального образования,
руководителей университетов и преподавателей, позволяя
оптимизировать систему повышения квалификации в соот-
ветствии с глобальными трендами развития высшей школы. |
Ключевые слова: |
высшее образование, повышение
квалификации, преподаватель, университет, педагогиче-
ские инновации, профессиональное развитие преподавате-
лей, глобальные вызовы, непрерывное образование, персо-
нификация, индивидуализация |
Как цитировать статью: |
Герасенкова К. А. Современные тенденции в повышении квалификации преподавателей высшей
школы: структура и содержание программ (на примере Europass Teacher Academy) // Бизнес. Образование. Право. 2025.
№ 3(72). С. 543—547. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1399. |