PDF: |
 |
Автор(ы): |
Донина О. И., Кузнецов А. В., Силкин В. А., Чернова Ю. А. |
Номер журнала: |
3(72) |
Месяц и год выхода: |
сентября 2025 |
Аннотация: |
Профессиональный язык является важнейшим структурным компонентом педагогической науки и практики. Используемый терминологический кластер понятий демонстрирует сформированность профессиональнопедагогического мышления, которое изза увеличения скорости жизни динамично реагирует на социальноэкономические перемены даже в такой классически организованной системе, как образование. В статье раскрыта закономерность обновления профессиональнопедагогического тезауруса, обусловленного глобальными вызовами XXI в. Педагогическое знание и его терминология выступают в исследовании динамичной системой, развивающейся под воздействием различных факторов: внедрения цифровых технологий; сближения педагогического знания с психологическим; трансляции образа человека из одной науки в другую; изменения социокультурной среды и государственных установок перед системой образования; дистанционного обучения и т. д. Выявлена специфика профессиональнопедагогического тезауруса: его динамичность и зависимость от изменений в обучении, обусловленность запросами государства и общества к качеству образования, корреляция профессионального тезауруса и профессионального мышления, неравномерность развития тезауруса у разных педагогических категорий и др.; отмечено, что педагогический язык в профессиональном сообществе более динамичен, чем у отдельного педагога. При исследовании проблемы актуального тезауруса педагогов обозначены методологические подходы к его обновлению (семиотический, полевой, системный и гуманитарный), изучены существующие разработки методик и тестов для фиксации степени понимания педагогами новых терминов, входящих в профессиональнопедагогический тезаурус. Выделены такие стандартные типы закономерностей аналитической деятельности, как ассоциация, последовательность, классификация, кластеризация, прогнозирование. На основе осуществленного обзора научной литературы определены функции аналитической деятельности: конкретизирующая, дедуктивная, интегрирующая и прогностическая. По результатам исследовании установлено, что педагогическая терминология аналитического кластера характеризуется большим количеством синонимов и вариаций понятий и терминов. Уточнено понятие актуального тезауруса педагогов, понимаемого как совокупность терминов, активно использующихся ими при профессиональном общении, осмыслении и описании своего профессионального опыта в аналитической деятельности. |
Ключевые слова: |
педагогическое знание, профессио-
нальнопедагогический тезаурус, понятийнотерминоло-
гическое поле, актуальный тезаурус педагога, актуаль-
ный тезаурус аналитической деятельности, компоненты
аналитической деятельности, критерии аналитической
деятельности, аналитическое мышление, аналитические
знания, аналитические умения, аналитические навыки,
аналитические качества, аналитические компетенции,
аналитическая компетентность, информационноанали-
тическая компетентность |
Как цитировать статью: |
Кузнецов А. В., Чернова Ю. А., Донина О. И., Силкин В. А. Специфичность актуального состояния
профессионально-педагогического тезауруса ключевых понятий аналитической деятельности в современных условиях //
Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 343—351. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1395. |