https://vestnik.volbi.ru/

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РИТМА У ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГИМНАСТОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ: АНАЛИЗ ТРЕНЕРСКОЙ ПРАКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Борисова В. В., Кузнецов Н. А., Супрун А. А.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

В групповых упражнениях художественной гимнастики двигательный ритм является ключевым фактором синхронности и выразительности. Умение тренера формировать согласованный двигательный ритм напрямую влияет на оценку «сотрудничества», составляющую значительную часть общей оценки. Данное исследование, основанное на анализе 45 анкет тренеров из 20 городов России (Тула, Псков, Москва, Озёры, Санкт­Петербург, Великие Луки, Кострома, Тверь, Калуга, Рязань и др.), направлено на выявление наиболее эффективных методов формирования двигательного ритма у гимнасток в групповых упражнениях, особенно в аспекте двигательного взаимодействия с предметом. Анкетирование показало, что большинство респондентов — опытные специалисты, работающие с гимнастками начального и учебно­тренировочного этапов. Превалирует понимание двигательного ритма как четкого выполнения движений под музыку, однако тренеры также осознают его роль в создании художественного образа. Самыми популярными методическими приемами являются счет вслух, движения под музыку и выполнение упражнений под метроном, что отражает сочетание традиционных и современных подходов. Отмечена важность свободного движения под музыку и изучения танцевальных стилей для развития выразительности. Важность анализа и выделения ключевых точек в движениях для синхронизации подчеркивается как наиболее эффективный методический прием. Несмотря на разнообразие применяемых методов, выявлена потребность в развитии импровизации в группах для улучшения взаимодействия. Рекомендуется разработка методических рекомендаций по выбору музыкального сопровождения, обеспечению доступа к современному оборудованию для видеоанализа и проведению специализированных семинаров для тренеров. Исследование демонстрирует необходимость дальнейшего совершенствования методики формирования двигательного ритма, особенно в аспекте развития группового взаимодействия и синхронизации, с учетом специфики художественной гимнастики. Формирование двигательного ритма в групповых упражнениях художественной гимнастики — это сложный и многогранный процесс, требующий от тренера глубоких знаний, творческого подхода и умения находить индивидуальный подход к каждой гимнастке.

Ключевые слова:

художественная гимнастика, груп- повые упражнения, двигательный ритм, синхронность, сотрудничество, тренерская деятельность, методика тренировок, музыкальное сопровождение, видеоанализ, групповое взаимодействие, синхронизация движений, пред- метная подготовка

Как цитировать статью:

Борисова В. В., Кузнецов Н. А., Супрун А. А. Способы формирования двигательного ритма у художественных гимнасток в групповых упражнениях: анализ тренерской практики и перспективы совершенствования // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 409—414. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1354.