https://vestnik.volbi.ru/

УЧЕТ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ПРЫГУНОВ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Лебедев Г. К.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности подготовки юных прыгунов на лыжах с трамплина. Осуществлен выбор наиболее информативных и надежных тестов для оценки физиче- ской подготовленности юных прыгунов на лыжах с трам- плина. Часть тестов в федеральном стандарте спор- тивной подготовки по виду спорта «Прыжки на лыжах с трамплина» малоинформативны, не имеют высокой ста- тистической взаимосвязи со спортивными результатами. Обоснована замена нескольких тестов. Установлена факторная структура физической подготовленности у юных прыгунов на лыжах с трам- плина. Определен вклад в дисперсию выборки при фак- торном анализе показателей общей и специальной физической подготовленности при определении их вли- яния на спортивный результат. Результаты исследо- ваний показали, что у прыгунов на лыжах с трамплина на начальном этапе подготовки на результат выпол- нения спортсменом соревновательного упражнения «Прыжок на лыжах с трамплина» наибольший вклад в дисперсию при факторном анализе показали скорост- но­силовые качества (27,8 %), координация (21,3 %) и гибкость (19,6 %). К менее значимым компонентам следует отнести скоростные качества (12,8 %), сило- вые качества (10,2 %) и выносливость (8,3 %). Компо- нентами факторного анализа с наибольшим вкладом в дисперсию в первый год учебно­тренировочного эта- па подготовки являются скоростно­силовые качества (25,9 %), координация (23,1 %) и гибкость (20,3 %). В третий год учебно­тренировочного этапа подготов- ки наибольший вклад в дисперсию внесла координация (25,1 %), вклад скоростно­силовых качеств снизился до 23,4 %, а вклад гибкости (20,2 %), скоростных качеств (11,4 %), силовых качеств (11,2 %) и выносли- вости (8,2 %) изменился незначительно. В результате педагогического эксперимента, проведен- ного в течение учебно­тренировочного года, достоверно достигнут больший рост наиболее значимых для прыгунов на лыжах с трамплина показателей физической подготов- ленности и спортивных результатов у юных спортсменов, подготовка которых осуществлялась с учетом факторной структуры физической подготовленности.
Ключевые слова:

прыжки на лыжах с трамплина, юный спортсмен, учебно­тренировочный процесс, тесты, федеральный стандарт, факторная структура, физиче- ская подготовка, эксперимент, соревнование, результат

Как цитировать статью:

Лебедев Г. К. Учет факторной структуры физической подготовленности при построении учеб- но-тренировочного процесса юных прыгунов на лыжах с трамплина // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 548—553. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.72.1414.