https://vestnik.volbi.ru/

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Буренина С. Ю., Калинина С. Б.
Номер журнала: 3(72) Месяц и год выхода: сентября 2025
Аннотация:

В статье рассматриваются особенности характера взаимодействия детско­родительских отношений и эмоционального благополучия/неблагополучия детей младшего школьного возраста, дается сравнительный анализ характера детско­родительских отношений по признаку их эмоционального благополучия или неблагополучия. Понятие эмоционального благополучия детей рассматривается авторами в контексте детско­родительских отношений. На основе теоретического анализа выделены показатели эмоционального благополучия детей (само­ оценка, тревожность, страхи, агрессия, алекситимия, настроение), которые были взяты за основу при разделении детей на две группы: эмоционально благополучные дети и дети с признаками эмоционального неблагополучия. Представлены результаты первичной диагностики младших школьников Псковского района Псковской области в количестве 132 чел. по проективной рисуночной методике «Несуществующее животное», в соответствии с которыми дети были распределены на две группы по признаку эмоционального благополучия/неблагополучия. Для верификации результатов первичной диагностики было проведено исследование в двух группах детей младшего школьного возраста по основным показателям эмоционального благополучия: уровень тревожности по методике «Детский вариант шкалы явной тревожности» и алекситимия по Опроснику алекситимии, которые позволили верифицировать данные показатели у детей двух групп. Ключевым методом данного исследования явился адаптированный опросник «Взаимодействие родителя с ребенком», направленный на выявление особенностей взаимодействия родителей с детьми с позиции самих родителей. В исследовании приняли участие 184 родителя. Показаны значимые различия в характере отношений родителей с детьми с признаками эмоционального неблагополучия и родителей эмоционально благополучных детей по шкалам: «эмоциональная дистанция — близость с ребенком», «наличие/отсутствие сотрудничества между родителями и детьми», «последовательность/непоследовательность в своих требованиях» и «воспитательная конфронтация в семье». Данные исследования позволили провести сравнительный анализ особенностей взаимодействия родителей с эмоционально благополучными детьми и родителей детей с признаками эмоционального неблагополучия и сделать вывод о корреляции этих признаков.

Ключевые слова:

детско­родительские отношения, характер взаимодействия между родителями и детьми, эмоциональное благополучие, эмоциональное неблагополу- чие, показатели эмоционального неблагополучия, родите- ли эмоционально благополучных детей, родители детей с признаками эмоционального неблагополучия, тревож- ность, алекситимия, младший школьный возраст

Как цитировать статью:

Калинина С. Б., Буренина С. Ю. Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и эмоцио- нального благополучия младших школьников // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 3(72). С. 462—467. DOI: 10.25683/ VOLBI.2025.72.1378.